Темные силы их злобно гнетут
"Гарри Поттер и Орден Феникса" в кинотеатрах
Пятый фильм про юного волшебника, рожденного воображением британской писательницы Дж.-К. Роулинг, выходит сегодня в российский прокат - неделю спустя после появления в международном. К минувшему понедельнику в Америке, Британии и других странах, где появился «Гарри Поттер и Орден Феникса», он собрал в общей сложности $333 млн (по данным Reuters). Это самый мощный старт не только среди всех пяти частей поттерианы, но и вообще в истории студии Warner Bros.
Российская публика вряд ли останется в стороне от мировых тенденций. Гарри Поттер, киношный и книжный, превратился в столь надежно продаваемый бренд, что качество продукта, в данном случае фильма, уже не имеет принципиального значения. «Орден Феникса» пойдут смотреть вне зависимости от того, хороша экранизация или плоха. Кстати, от поклонников Роулинг приходилось слышать, что пятая книга вышла у автора чуть ли не самой слабой из всех посвященных приключениям мага-школьника из Хогвартса. С этим можно спорить, но интерпретаторы, похоже, постарались выжать из предложенного сюжета все, что смогли. Результат оказался любопытным. Поскольку к пятой книге Гарри окончательно поднялся в своих волшебных умениях над сверстниками, то достойные партнеры, как и противники, для него теперь находятся лишь среди взрослых. Таким образом, неизбежно на первый план выдвигаются взрослые актеры и конфликты, а лучшие друзья Поттера Рон и Гермиона несколько отходят в тень. Кроме того, вокруг главного героя появляются и другие соратники-одноклассники, отбирающие экранное время у его старых приятелей. Это может огорчить почитателей молодых талантов Руперта Гринта (Рон) и Эммы Уотсон (Гермиона), зато должно обрадовать ценителей зрелой британской актерской школы, весь цвет которой как раз и представлен в «Гарри Поттере». Майкл Гэмбон играет Дамблдора - директора школы магии, Эмма Томпсон, Алан Рикман, Дэвид Тьюлис и Мэгги Смит - школьных профессоров, Джули Уолтерс - маму Рона, Гэри Олдмен - крестного папу Гарри, а Хелена Бонэм Картер сказочно выступает в роли отмороженной злючки-волшебницы, убивающей заклинаниями.
Ключевую роль великого и ужасного Волан-де-Морта исполняет Ральф Файнс, едва узнаваемый в гриме без носа. Его одиозный персонаж на протяжении всей картины одолевает Гарри своим влиянием, так что юноша вынужден заняться самым киногеничным делом со времен джедаев: борьбой с темной стороной силы, которая сидит внутри него. Дело это ответственное для любого актера, и юный Дэниел Рэдклифф (Поттер) с ним справляется. Убедителен его Гарри и в важных сценах репетиторства: по сценарию закаленный в битвах Гарри факультативно преподает однокашникам навыки защиты от злых сил и заклятий. Более того, Рэдклифф держится молодцом в пикантном эпизоде поцелуя Гарри с понравившейся ему школьницей Чу Чанг. Но все же вряд ли будет преувеличением сказать, что всех вышеперечисленных актеров и персонажей в картине затмила Имельда Стонтон в образе коварной училки Долорес Амбридж. Актриса, которая прославилась в уже немолодом возрасте благодаря фильму "Вера Дрейк", завоевавшему десятки международных наград, в "Ордене Феникса" сполна реализовала возможности выигрышной отрицательной роли. Но уж на что ее опытные коллеги оттачивают свое мастерство и набирают популярности на поттериане, Имельда Стонтон прямо-таки крадет у них шоу. За приторно-розовый прикид, коллекцию фарфоровых кошечек, глумливую улыбку и общее фальшивое благодушие ей впору давать вторую номинацию на "Оскара". Поставивший ленту крепкий телевизионный режиссер Дэвид Ятис явно пошел на поводу у столь яркого персонажа и вообще, как видно, тяготел к работе со взрослыми исполнителями больше, чем с тинейджерами. Да и фильм слишком подробно останавливается на недетской теме борьбы за власть в министерстве магии и на интригах среди учителей Хогвартса. Гарри Поттер в этих партиях отнюдь не ферзь, а скорее разменная пешка. Впрочем, он хоть и волшебник, но пока еще только учится, и пятая часть его приключений, как известно, не последняя. Да и взрослеют юные герои на экране быстрее, чем в книгах.