Капитанские дочки Тарпищева
Наша юная команда мужественно билась за честь российского флага и своего капитана, измотанного визовой нервотрепкой, — и победила
Третий раз за последние четыре года наши девушки будут играть в финале Кубка Федерации! Признайтесь, вы верили в такой исход до матча с американками, когда наш капитан Шамиль Тарпищев мыкался в посольстве США, где ему не давали визу, а его команда потерялась в черной дыре деревни Стоу, не имея нормальной возможности для тренировок? Но правильно заметил Шамиль Анвярович: нам чем хуже, тем лучше! В парном матче Надя Петрова и Лена Веснина победили благодаря сплоченности, дружбе, русскому характеру.
ДО ИГРЫ
УТРО ПРОГНОЗОВ
Воскресное вермонтское утро не предвещало ничего хорошего. Небо было затянуто хмурыми плотными тучами. Дождь, начавшийся еще ночью, и не думал кончаться.
«О, у нас погода может выкинуть любые фортеля, – подхватил тему общительный хозяин отеля. – Например, прошлой зимой как-то ночью было минус 42, птицы на лету дохли. А через сутки все потекло, плюс четыре. Так и живем…»
Еще раз порадовавшись «прозорливости» организаторов, выбравших для проведения таких важных соревнований именно этот уголок земли, я позвонила на стадион. Работники пресс-центра сообщили детальный метеопрогноз на целый день, а еще сказали, что они дружно сидят у окна. И ждут «у моря погоды». По идее в какой-то момент дождь должен прекратиться. Тогда, вполне возможно, возникнет четырехчасовое окно, в течение которого можно будет провести хотя бы два матча. На корт быстро выскочат работники с фенами, просушат его примерно за час…
Когда я спросила о переносе матчей на понедельник, то даже по телефону услышала, как работники оргкомитета замахали руками: «Нет, только не это! Будем верить в лучшее, а то мы понесем большие расходы».
ТАРПИЩЕВ В КРАСНОМ
Перспектива пройти полтора километра под проливным дождем мало радовала. Но все же на стадионе веселей, чем в гостиничном номере. Я отправилась в путь, и уже через пять минут, словно по мановению волшебной палочки, тучи расступились, небо мгновенно поголубело, а температура воздуха подскочила градусов на десять. Чудеса, да и только!
Когда я добралась до стадионного комплекса, он уже шумел, как муравейник. Рабочие размазывали лужи на площадке до их полного исчезновения. Мокрые дорожки засыпались гравием, сиденья трибун под палящим солнцем уже высохли сами по себе. А на корте, который еще 15 минут назад был затоплен водой, уже тренировалась сборная России.
Прямо мне навстречу в красных носках, красной футболке и с красным обгорелым лицом шел капитан нашей команды Шамиль Тарпищев.
– Как настрой, Шамиль Анвярович?
– Отличный! – парировал капитан.
– Скоро увидим, – более осторожно ответила идущая рядом Анна Чакветадзе, которой предстояло провести матч против Венус Уильямс.
– Дождь вас не смутил?
Шамиль Тарпищев, который за последнюю неделю успел пройти через огонь и медные трубы, а теперь выдержал испытания водой, сразу погрустнел:
– Да еще и дождь... Даже потренироваться по-человечески не можем.
– Поразительно, сколько проблем свалилось на вас за последние дни.
– Постараемся победить, чтобы хотя бы уехать из Стоу в хорошем настроении, – ответил Тарпищев, и его кивком головы поддержала Чакветадзе.
ИГРА
ДЕНЬ БЕЛЫХ СНЕЖИНОК
Права была Аня, когда осторожно высказывалась о перспективах своего матча с Уильямс. Несмотря на проблески в игре и удачные моменты, Чакветадзе явно уступала американке по классу. К тому же нервы, которые Анна в первый день держала под контролем, дали о себе знать. Россиянка злилась, ругалась. Что интересно, именно после таких всплесков эмоций игра у нее временно налаживалась. Но не хватало стабильности и хитрости, чтобы переиграть королеву Уимблдона. А Венус просто не собиралась отдавать очки, которые, очевидно, в своей сборной способна была заработать только она.
Хозяйки прекрасно понимали, что в следующем матче Надя Петрова без проблем победит Мейлин Ту, заменившую Ваню Кинг. «Так что, давай, Венус, вперед, вперед! Тащи нас в финал!» – примерно так можно выразить общий настрой трибун. Да, Венус уже стала иконой тенниса США. Причем до такой степени, что сами американские фанаты просто не замечали, что в Стоу они болели не за команду, а именно за Венус и только Венус.
Уильямс пришла, увидела и победила, хотя Чакветадзе до последнего пыталась изменить ход матча и выложилась до конца. Ее ни в чем не упрекнешь.
ЧАКВЕТАДЗЕ: МОЖЕТ, МНЕ В АМЕРИКУ ПЕРЕЕХАТЬ?
– Я нашла свою игру слишком поздно, – Чакветадзе объяснила свою неудачу после матча. – Самым важным моментом стало, когда во втором сете счет держался 4:5 и у меня был брейк-пойнт. Но я не использовала шанс, а Венус продемонстрировала уверенность. Вообще она играла лучше, чем я.
– Вас постоянно подводили подачи. Это хроническая проблема или именно сегодня все валилось из рук?
– Вчера в матче с Кинг у меня не было никаких проблем вообще. А на этот раз они начались с первого гейма второго сета. Я не знаю, чем именно это объяснить. Просто не пошли подачи, и все. А вот у Уильямс все было прекрасно. Отличные подачи – ее конек. Разумеется, выиграть невозможно, когда на сильные подачи ты ничем не можешь ответить. И вот вам результат: первый сет я отдала со счетом 1:6!
– Вы когда-нибудь играли с тем, кто подает так же мощно, как Венус Уильямс?
– Серена, конечно же! – после паузы со смехом ответила Чакветадзе, вспомнив младшую сестру Венус. – И Мария Шарапова. Они очень высокие девушки, хорошо и мощно подают. Занимаются в Америке. Может, и мне начать тренироваться в США, чтобы научиться лучше подавать?
– Как вы думаете, это Венус у вас выиграла или вы проиграли Венус?
– Я очень злилась на себя за то, что запарывала много легких мячей, что так легко отдавала очки в первом сете. Я плохо подавала, плохо принимала, делала простые ошибки. Я знала, что могла играть лучше, но не в силах была это показать. Меня это жутко бесило! Но если бы моей соперницей была не Венус, то, возможно, результат оказался бы совсем другим.
– Однажды вы даже мяч пульнули в стену, чуть не попав в бокового судью. Вам такие всплески помогали?
– Просто хотелось себя завести. Когда проигрываешь с таким счетом, нужна встряска.
– Но ведь в матче с Кинг вы были эталоном спокойствия! Куда делась вчерашняя Аня?
– Спокойствие у меня было абсолютное. Первый сет был спокойно проигран со счетом 1:6, – засмеялась Чакветадзе. – Но если серьезно, сейчас нет повода для шуток. Мы уступаем американкам. Теперь надеюсь, все решится в паре. Потому что Петровой совершенно по силам обыграть Ту.
ДОН КИХОТ УИЛЬЯМС И САНЧО РЭЙМОНД
И снова Аня оказалась права. Второй матч не представлял большого интереса для болельщиков – судить об этом стоило по поредевшим трибунам. Мало кто верил, что неопытная миниатюрная Ту может принести победное очко сборной США. Нужно отдать должное молодой американке, она сопротивлялась изо всех сил. Но Надя Петрова стояла стеной и лишь время от времени позволяла себя обыграть. Да и то только потому, что явно экономила силы для парного, решающего поединка.
Задача предстояла не из легких. Капитан команды США Зина Гаррисон вместо неудачно выступившей Вани Кинг в напарницы к опытной многократной победительнице в парных матчах Лизе Рэймонд решила поставить Венус Уильямс. А кого же еще?
Я вас уверяю, за минуту до начала матча на стадионе не было ни одного американца, не уверенного в победе своих землячек над Надей Петровой и никому не известной Еленой Весниной (кстати, в Штатах в ее фамилии забавно ставят ударение на первое «и»). «Елена кто?» – не совсем уважительно спрашивали у меня американцы. «Елена – то!» – ответила сама Веснина своей игрой в решающем матче. Теперь Лену узнали в Штатах и вряд ли в скором времени забудут.
В первую очередь в глаза бросилась гармоничность российской пары – Надя с Леной, как белые снежинки, порхали по корту. А вот длинная худая Венус рядом со шкафообразной коренастой Рэймонд, ростом едва доходившей до подбородка Уильямс, смотрелись как безлошадный Дон Кихот и Санчо Панса с ракетками вместо копий в руках.
Гармония – понятие не только эстетическое. Гармония в спорте – это взаимопонимание, сыгранность. Но с этими качествами партнеры не рождаются, даже если они близняшки или сестры, как те же Уильямс. Обе пары до этого практически не играли вместе (не считая победный опыт Петровой и Весниной в четвертьфинале с испанками). Кто быстрее сможет найти общий язык, необходимое чувство локтя – тот и выйдет в финал Кубка Федерации. Быстрее смогли наши девушки.
ВЕСНИНА РАСЦВЕЛА
Хотя поначалу верилось в это с трудом. Нет, явного преимущества американки не имели и даже срезались на собственных ошибках. Но русская пара играла очень нестабильно. Лена Веснина была комком нервов, запарывала мячи направо и налево. В нужный момент лидерские качества проявила Надя Петрова, которая на каждую осечку Лены отвечала заработанным очком. Терпеливо, настырно, стабильно Надя продолжала подстраховывать свою партнершу. Причем делала это с улыбкой, словами поддержки.
Уже к концу третьего гейма Веснина преобразилась, расцвела. И на корте появилась совсем другая Лена – уверенная в себе, техничная, упорная и логичная. Начиная с этого момента, у американок начались серьезные проблемы. Уже никто на стадионе не был готов безоговорочно отдать победу хозяевам. Лена с Надей вошли во вкус, слились в единую команду. А вот Лиза с Венус, возможно, превосходившие своих оппоненток по опыту и технике, никак не могли найти взаимопонимание.
Не все, конечно, у наших девочек шло как по маслу. Были и обидные ошибки, и всплески злости (однажды Надя едва не разбила ракетку о хард). Но такие моменты только распаляли в российских теннисистках страсть к победе. Уильямс не всегда успешно использовала свой верный конек (подачи), который так ярко проявился в матче с Чакветадзе. Сложные и мощные, они не всегда достигали цели... 7:5 – наши девушки вытянули первый сет.
РУССКАЯ ЛАВИНА
Порадовали и болельщики российской команды. Видимо, услышали мои вчерашние призывы в «Советском спорте» активнее поддерживать свою сборную. На этот раз они хоть и уступили американцам в числе, но по искренности, поддержке, количеству триколоров на стадионе никак не отставали от хозяев. А уж до чего же приятно было самим девушкам чувствовать такую мощную поддержку! Они реагировали на позитивную атмосферу – Петрова не только улыбалась, но однажды даже станцевала на корте, когда увернулась от подачи-убийцы Уильямс.
…Второй сет начался для россиянок слабовато. Лена запорола несколько легких подрезов, а американки сменили тактику, став играть более расчетливо. После того как хозяйки повели со счетом 4:2, показалось, что матч затянется до третьего сета. Но Петрова с Весниной взяли быка за рога. Они сравняли счет до 5:5, еще одно очко было заработано на подаче Лены. Американки все-таки довели дело до тай-брейка…
Петрова потеряла первое очко на своей подаче. Но после этого на бедных Уильямс и Рэймонд обрушилась русская лавина – следующие семь очков подряд были бесцеремонно отобраны у американок гениальной игрой молодой и мало кому известной до этого матча Лены Весниной. Восклицательный знак в этой встрече поставила Петрова. Победа! Мы в финале Кубка Федерации!
ПОСЛЕ ИГРЫ
ВЕЧЕР В РЫБНОМ РЕСТОРАНЕ
Когда говорят, что нет слов, чтобы передать фейерверк эмоций от большой радости, – это не штамп. Так и есть. Как еще описать то счастье на лицах Лены и Нади, которые на корте сцепились в объятиях с подбежавшим к ним Тарпищевым? Думаю, даже сами победительницы не объяснят. Молодцы, девчонки! Дело даже не в том, что вы утерли нос Уильямс и компании. А в том, что для своей страны сделали все возможное и, может быть, даже невозможное. Извините за пафос, но наша команда выстрадала это счастье своей сплоченностью, самоотдачей и тяжелой работой.
На пресс-конференцию американки пришли в подавленном состоянии. И если капитан команды Гаррисон решила подбодрить своих девушек, сказав, что ими гордится, то Венус свалила вину за поражение на собственные ошибки и везение россиянок в тай-брейке. Лиза Рэймонд вообще выглядела так, будто у нее кто-то умер. «Я понятия не имела, кто такая Веснина, – призналась Уильямс напоследок. – Эта девочка меня удивила».
А потом появились россиянки, которые шумной ватагой влетели в зал вместе с Шамилем Тарпищевым. Девчата еще долго не могли утихомириться, обмениваясь шутками, дурачась и хихикая по разным поводам. Довольный Тарпищев высился на фоне девушек, как ветеран-вожатый, окруженный пионерками. Он тоже шутил и улыбался, сбросив разом пару десятков лет.
Когда завершилась эта веселая пресс-конференция, я спросила у Тарпищева, как они будут выбираться из Стоу. Шамиль Анвярович сказал, что девочки уезжают завтра в восемь утра в Нью-Йорк на машине. А он, как только сможет, тоже поедет в Нью-Йорк – улаживать свои визовые проблемы. Точнее, сделать так, чтобы их в будущем не возникало. А сейчас, вечером, у наших намечен праздничный банкет в каком-то рыбном ресторане.
Тарпищев разрешил мне пройти в зону, куда журналистов не пускают, чтобы сфотографировать девочек. Они были очень возбуждены, смеялись.
Пока Тарпищев давал интервью телевизионщикам, ко мне подошел один американский журналист и спросил, как я считаю, позовут ли Шарапову на финал. Я ответила, что ни в коем случае на последней стадии трудного пути нельзя приглашать человека, который не приложил усилий для того, чтобы команда в этом финале оказалась. Хотя бы уже потому, что тогда придется исключить игрока из состава нынешнего.
А когда Тарпищев уже уходил, коллега задал тот же вопрос ему. Капитан ответил, что играть против итальянок будет нынешний состав плюс Кузнецова. На вопрос о Шараповой он ответил, что она не нужна…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ШАМИЛЬ ТАРПИЩЕВ: У НАС ХОРОШИЕ ШАНСЫ ПОБЕДИТЬ ИТАЛИЮ
– Елена, можно считать эту победу самой важной в вашей карьере? – вопрос Весниной.
– Так и есть! Я очень нервничала перед матчем, настолько он был ответственным для меня и для всей России. Надя мне помогала, проявив поразительную уверенность. От нее это чувство передалось мне. Матч был таким… замечательным. Нет слов, чтобы его описать, – выдохнула Лена.
– Какая нечистая сила помогла вам в решающем тай-брейке? – вопрос от американского журналиста.
– Сама удивилась! – засмеялась Веснина. – Я была безумно рада, что мы справились с безумными, мощными, меняющими направление подачами Венус. Потом раскрепостились и показали свою лучшую игру.
– Вчера вы жаловались, что у вас мало времени, чтобы ознакомиться со своими игроками. Как же у вас получилось выбрать правильный состав?! – вопрос Тарпищеву.
– Наверное, если бы времени было больше, нам было бы легче играть. Я бы лучше чувствовал игроков. Ну а что касается пары... Лене задали вопрос про подачи навылет в тай-брейке... Есть такое понятие – спортивная злость. Когда что-то не получается, но ты себя заставляешь, доводишь внутри, злишься. Эта спортивная злость была направлена на мобилизацию нервной системы. Я думаю, справедливо, что все так получилось. Потому что нам катастрофически не повезло в первый день полуфинала, когда Петрова играла против Уильямс. Когда-то справедливость должна восторжествовать? – засмеялся Тарпищев, а за ним захихикали девочки.
– Шамиль, в вашей команде не хватало двух лидеров (возможно, имели в виду Кузнецову и Шарапову. – Прим. ред.). Но вы все равно победили США! Почему у России так много сильных теннисисток? – воскликнул местный корреспондент.
– Да потому что в России самые лучшие женщины в мире, – добродушно улыбнувшись, ответил Тарпищев.
– С каким настроем девочки вышли на решающий матч? Накануне вы говорили, что важным фактором станут морально-волевые качества.
– Что касается морально-волевых, это в данном случае понятие относительное. Девочки изначально вышли заряженными на результат. Возникали, конечно, шероховатости – Лена, например, долго не могла принять подачу Уильямс, не совсем четко играла с лета в некоторых эпизодах. Но факт оставался фактом: каждый знал, что делать, и был уверен в исполнении. То есть была нить игры. В ином случае спортсмен теряется… Вот поэтому на тай-брейке Лена действовала выше всяких похвал. К тому же рядом была Петрова. Девочки прекрасно дополняли друг друга.
– В финале Кубка Федерации вы встретитесь с Италией. Россия сможет стать чемпионом?
– Думаю, что шансов обыграть Италию у нас несколько больше, чем было в полуфинале против команды США.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
НАДЕЖДА ПЕТРОВА: ЭТО Я-ТО СУПЕРЖЕНЩИНА?
– Венус сказала, что до Кубка Федерации она о вас даже не слышала. Как думаете, какое впечатление вы на нее произвели? – спросили снова у Весниной.
– Я – темная лошадка, – скромно улыбнулась Лена. – Вот сейчас она обо мне услышала. Вот сейчас она обо мне уже знает… Может быть, нам как раз и сыграл на руку этот фактор неизвестности? Может, именно поэтому мы выиграли пару?
– Это самый лучший способ себя кому-то представить, – лаконично добавила Петрова. А потом ответила на вопрос журналистки, которая спросила: «Как же вы, Надя, тащили команду на своем горбу? Не чувствуете себя теперь супервуман?»
– Суперженщина? Вы знаете, я просто счастлива, что нам удалось выиграть пару, – сказала Петрова. – Когда я проиграла одиночку Уильямс, то была очень расстроена. Ведь исход матча держала в своих руках! Но не смогла справиться с нервами и давлением. И тогда подумала: «Хорошо, это уже случилось. Пусть неудача останется в прошлом». Я в родной команде, у меня все получается, я вернула свой долг. И теперь чувствую себя на седьмом небе от счастья!
– Лена, начало матча вам не удалось, но потом вас словно подменили. Что произошло?
– Нервы успокоились. Я увидела, что мы с Петровой – хорошая пара и ни в чем не уступаем Венус с Лизой. А потом, когда Надя на корте начала танцевать, я совсем расслабилась. Вообще мы очень хорошо понимаем друг друга.
– Да, у нас сразу как-то с листа пошло, – добавила Петрова.
– Ну, насчет взаимопонимания – все ужин покажет! – засмеявшись, дополнил Тарпищев.
– На пресс-конференции у Венус Уильямс спросили, не смущают ли ее громкие торжества россиянок за стеной. Она ответила, что ничего не слышит. Что все-таки происходило по ту сторону пресс-центра?
Веснина: – Ой, там было такое, вам лучше не знать!
Тарпищев: – Размер комнаты маловат!
Веснина: – Там собралась вся команда, поэтому было так шумно. Все друг друга поздравляли, обнимались, целовались, пили шампанское.
Чакветадзе: – Не надо больше подробностей!