Грозный-Газа
Россия предлагает миротворческие услуги на Ближнем Востоке
Официальный представитель МИД Михаил Камынин заявил вчера, что Россия готова рассмотреть предложения Евросоюза по размещению миротворцев в Палестине, где продолжается вооруженный конфликт между группировками ХАМАС и ФАТХ. Официальной реакции ЕС и спецпосланника "ближневосточного квартета" (группы переговорщиков из США, России, Евросоюза и ООН) Тони Блэра вчера не последовало, но это предложение почти наверняка будет воспринято с интересом. Ведь у России есть козырной туз в виде чеченских батальонов "Запад" и "Восток" ГРУ Минобороны, из которых можно сформировать миротворческое подразделение.
У этих батальонов уже есть опыт службы на Ближнем Востоке. В конце 2006 года сводная чеченская рота два месяца охраняла российских военных инженеров на юге Ливана и, несмотря на минимальные контакты с местным населением, заслужила в этом мусульманском регионе репутацию истинных правоверных и ревностных служак.
«Идея отправить в Палестину чеченцев гениальна, - заявил «Газете» директор Института политических исследований Сергей Марков. - Во-первых, они мусульмане, во-вторых, они обладают боевым опытом, в-третьих, они наглядно демонстрируют, что Россия блестяще решила задачу Чечни».
Однако Сергей Марков считает, что российским миротворцам вообще не следует торопиться в Палестину. «Мне представляется, что это сверхгорячая точка, которая будет только разгораться. И россияне там могут серьезно пострадать, в то время как интересы России в Палестине сегодня не являются определенными, и не совсем понятно, что мы там должны защищать, - считает Сергей Марков. - Было много всяких посредников в палестинско-израильском конфликте. И все посредники потерпели поражение».
Как считает Марков, если уж отправлять туда россиян, то лишь в составе смешанных частей, скажем, от имени Организации Договора о коллективной безопасности. «Совместный батальон ОДКБ - это было бы правильной идеей - или российско-китайский батальон например».
Эксперт Фонда Карнеги, специалист по Ближнему Востоку Алексей Малашенко обращает внимание на то, что в отличие от Ливана, где к моменту появления россиян бои уже закончились, теперь наши миротворцы окажутся в условиях гражданской войны. "В прошлый раз действительно чеченский батальон показал себя очень неплохо, но какие функции чеченские солдаты будут выполнять сейчас? Это не так просто", - сказал Малашенко "Газете". В любом случае, как считает политолог, если будет получено согласие всех сторон и все осуществится, то "это будет плюс и Путину, и Кадырову, и будущей Олимпиаде в Сочи, между прочим".
В самой Чечне перспектива вновь отправиться на Ближний Восток вызывает разные отклики. Один из командиров батальона «Запад» - Беслан в разговоре с корреспондентом «Газеты» был по-военному краток. «Мы люди военные, мы не будем обсуждать приказы, а будем их выполнять, - заявил Беслан. - Поступит команда - мы готовы защищать интересы как России, так и нашего народа. Мы люди миролюбивые, но готовы оказать помощь в любой точке мира».
Магомед, командир одного из подразделений батальона «Север», подчиненного МВД Чечни, идею отправиться в Палестину даже за высокое жалованье, обычно получаемое миротворцами ООН, воспринял без энтузиазма. «Наши ребята должны наводить порядок у себя дома, - заявил он «Газете». - Здесь ведется борьба с терроризмом, мы должны оставаться и защищать интересы своего народа здесь, а не в чужой стране наводить свои порядки».
Роль Тони Блэра на Ближнем Востоке
В Лондоне представители «ближневосточного квартета» (Россия, США, ЕС, ООН) вчера впервые встретились с Тони Блэром, который в конце июня был назначен новым спецпосланником «квартета» на Ближнем Востоке. Стороны, в частности, обсуждали ситуацию в Палестине и пути вывода автономии из политического кризиса. На момент подписания номера официальных заявлений о результатах встречи не поступало.
А накануне переговоров министры иностранных дел десяти стран ЕС, в том числе представители Португалии, Франции и Испании, обратились к Блэру с предложением направить на Ближний Восток международный миротворческий контингент. Официально роль экс-премьера Великобритании заключается в том, чтобы контролировать и координировать действия «квартета». Однако по некоторым данным, Тони Блэр намерен добиться расширения своих полномочий. Если ему это удастся, то, возможно, во многом именно от позиции экс-премьера Великобритании и будет зависеть, появится ли на Ближнем Востоке международный миротворческий контингент, в том числе и российский.
Экс-премьер России, ученый-востоковед, академик Евгений Примаков, который сейчас занимает пост президента Торгово-промышленной палаты, заявил вчера, что роль Тони Блэра, скорее всего, будет заключаться в проведении линии США в "четверке". «Я не думаю, что он станет дирижером "квартета", - считает Примаков. Да и роль самого «квартета» в процессе ближневосточного урегулирования, по словам Примакова, в последнее время заметно ослабла.