«Она была полна планов»
Что привело к гибели чемпионки Европы по велоспорту Юлии Арустамовой
Сегодня на Троекуровском кладбище Москвы состоятся похороны чемпионки Европы и неоднократной чемпионки страны по велоспорту Юлии Арустамовой, трагически погибшей на 25-м году жизни. Спортсменка ушла из жизни на прошлой неделе – повесилась на поясе от халата.
Официальная версия развития событий выглядит так. 27 июня, в 23.35, на пульт управления ОВД «Крылатское» поступил вызов на улицу Осенняя. Со слов известного психолога Рудольфа Загайнова, гражданского мужа Арустамовой, вернувшись после двухчасового отсутствия, он обнаружил Юлию в ванной с петлей от халата на шее. Перенес еще живую девушку из ванной на кровать, делал искусственное дыхание. В квартире присутствовал также житель соседней квартиры. Однако Арустамова скончалась еще до приезда «скорой помощи». Врач констатировал смерть и вызвал милицию. Следов насильственной смерти обнаружено не было. По заключению врача «скорой», причина смерти – острая сердечная недостаточность. Согласно информации из 12-го судебного морга, смерть вызвана механическим сдавливанием шеи путем воздействия петли.
Смерть Арустамовой вызвала шок у всех людей, которые ее знали близко. Никто из них не может поверить в версию самоубийства спортсменки. «Когда человек уходит в расцвете сил, объяснить это невозможно, – сказал главный тренер сборной России по велоспорту на треке в 2001–2007 годах Юрий Исаев. – Я, и не только я, сейчас в шоке, просто не могу понять, как это могло произойти. Да, зимой Юля хотела закончить со спортом. Она неудачно выступила на некоторых этапах Кубка мира, не сумела отобраться на мартовский чемпионат мира. Наверное, слишком много было у нее опекунов, слишком сильным оказалось давление со всех сторон, и в какой-то момент все это просто достигло критической точки. Однако в апреле Юля вернулась к своему первому тренеру, стала активно тренироваться. Весь апрель, май, затем июнь находилась на физическом и эмоциональном подъеме. Была полна планов, готовилась к чемпионату Европы… Мне действительно трудно поверить в версию о суициде».
В настоящее время дело передано в Кунцевскую межрайонную прокуратуру, ведутся следственные мероприятия и рассматриваются различные версии. Уже не один раз были взяты объяснительные показания у Загайнова, членов семьи погибшей, подруг, а также хозяина квартиры, которую Арустамова снимала. В течение месяца должна быть проведена судебно-медицинская экспертиза. По ее итогам, прокуратура либо возбудит уголовное дело, либо даст отказ. По мнению следствия, на данный момент оснований говорить, что смерть Арустамовой была насильственной, нет никаких. Что касается состояния здоровья спортсменки, в деле имеется справка от врачей сборной России, что проблем у нее не было, в том числе с ритмичностью работы сердца.
В то же время, по словам Загайнова, Юлия часто говорила о плохом самочувствии, с трудом переносила огромные нагрузки, жаловалась на боли в сердце. «Я хотел, чтобы Юля ушла из спорта, – подтвердил Загайнов. – Слишком много было в ее жизни негативных факторов. Проблемы в спорте, проблемы в семье, у нее не было покоя, и она не смогла справиться… В январе она сделала попытку уйти из спорта, но потом ее уговорили вернуться. Я считаю, это была трагическая ошибка. Юле в спорте было очень тяжело. И морально, и физически. У нее было очень много травм, после тяжелейшего сотрясения мозга появились постоянные головные боли, причем иногда страшные. Я снимал боли, но только временно. После двухразовых тренировок она несколько часов лежала, приходила в себя. Она практически не восстанавливалась, очень тяжело поднималась по утрам – мне на нее было жалко смотреть. Я всегда был против Юлиных занятий спортом, поэтому мы находились в не очень адекватных отношениях с ее личным тренером, с руководителями сборной. Я хорошо знаю, что такое большой спорт, и своих детей туда не отдал. Но она все-таки решила кататься до Олимпиады в Пекине, и я помогал ей, чем мог. Того, что произошло, я себе никогда не прощу. Юля – это лучшее, что было в моей жизни…»
По словам Загайнова, сразу после смерти Арустамовой он уволился из Центра спортивной подготовки Росспорта и навсегда оставил практику спортивного психолога.
СПРАВКА
Вчера прокурор Кунцевской межрайонной прокуратуры города Москвы Андрей Почтарев заявил, что следственные органы считают основной версией гибели известной велосипедистки доведение до самоубийства. Хотя отметил, что попавшие в руки следователей дневники Юлии Арустамовой данную версию прямо не подтверждают. Согласно статье 110 Уголовного кодекса Российской Федерации, «…доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет».