Перец от Тарантино
Знаменитый кинохулиган поразил Канны спецэффектами и мордобоем
В битву за «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах включились серьезные силы – Квентин Тарантино и Гас Ван Сент. Первая половина конкурса завершилась полной победой феминизма на экране. Знаменитый кинохулиган Тарантино в черной комедии «Доказательство смерти» расплатился разом за всех длинноногих блондинок и томных брюнеток, удел которых в голливудском кино был лишь помогать, утешать и соблазнять мачо, владеющих миром.
Четыре амазонки от шоу-бизнеса во время длинной дороги по калифорнийской пустыне долго, сладострастно и зверски мордуют мачо в лице одного из его символов – Курта Рассела. Накачанный, увенчанный шрамами каскадер-лихач решил немного позабавиться, пиная на хайвее их мчащуюся на дикой скорости машину, на бампере которой распласталась одна из девиц, доказывая, что и длинноногие блондинки любят погорячее. Девушки, вошедшие в раж, превращают бедного, струхнувшего мачо вместе с его четырехколесным другом в кровавое месиво.
Каннскому экрану, который в этом году даже самых злобных критиков оставляет почти довольными, где много действительно хороших, но… очень усыпляющих фильмов, как раз не хватало чуть-чуть перца. Пара спецэффектов с участием блестящих каскадеров (сбитая машина минуты три прыгает по хайвею как кузнечик) даже у видавшей виды каннской публики вызвала восторженное «У-у-у!» и грохот аплодисментов. В картине присутствует весь фирменный набор Тарантино: мордобой от души, киноцитаты, словесные пикировки, здоровый цинизм. Создателю ошеломивших всех в свое время «Бешеных псов» и «Криминального чтива» следовало бы поразмышлять, чем он дальше публику удивлять будет. Или сменить пластинку.
Пытается проехать на доске с роликами по наработанному уже материалу и второй возмутитель каннского спокойствия – Гас Ван Сент в «Параноид-парке». И здесь полный фирменный режиссерский набор. Школа. Подростки. Криминал. Длинные коридоры. Плюс стопроцентно кинематографический скейтбординг. Кадры, когда камера, извиваясь, следует за движениями доски по типично гасвансентовскому туннелю или длинному коридору школы, прекрасно пластичны. В целом же – не срабатывает. Видали у Гас Ван Сента и получше (тот же «Слон»). Скучно и бесцветно по психологии, по характерам, которых просто нет.
Чудесную картину «Молчащий свет» снял мексиканец Карлос Рейгадас. (Каннские классики в названиях своих фильмов как никогда близки к природе: у Ли Чан-дона – «Тайный солнечный свет», у Вонг Кар Вая «Черничные ночи», у Наоми Кавасе «Утренний лес»…). Деревня где-то на севере Мексики, поля, коровы, сенокосилка, которой управляет женщина. Картина очень подробная и фактурная. Здесь супермедленный ритм совершенно оправдан – и если ты не уснул (но это твои проблемы), ты видишь перед собой большое искусство. Все очень чувственно, реально, конкретно, не заэстетизировано. Подробнейшим образом показана спина каждой коровы, ее вымя, процесс добывания молока из этого вымени; купание в реке детей, мал мала меньше, которые помогают друг другу намыливать голову. Сенокосилка своими огромными зубьями вгрызается в пожухлую траву и зажевывает ее… За всем этим, что веками идет своим чередом, как ни странно, очень интересно следить. Природный ритм почти соответствует кинематографическому. Совсем не удивительно, что именно здесь, где, кажется, никогда ничего не может случиться, среди этих коров, сена, дорожного месива, случается безумная любовь. Здесь, где есть природа, где есть Бог, это совершенно естественно. Естественно, что многодетный отец семейства, сидя рядом с чудесной, любящей, всепрощающей женой, минут десять громко рыдает на экране, не зная, какую женщину выбрать.
Конечно, хочется смотреть этот прекрасный фильм не в каннской мясорубке, где спишь по три часа в сутки, где смотришь все подряд, а на дороге тебя сбивает с ног, скажем, Жерар Депардье, а где-нибудь в тихом Музее кино. Среди своих.
Ну а здесь... Возможно, не случайно программа каннского конкурса была спланирована так, что его первая половина завершалась безумным Тарантино, а вторая завершится темпераментным Кустурицей. Российские же гости фестиваля с нетерпением ждут второго нашего пришествия в Канны – картины Александра Сокурова «Александра». Говорят, что даже большому начальству не удалось уговорить Александра Николаевича приехать сюда самолично, чтобы представить фильм.
Пока в рейтинге международной критики, которая публикуется в фестивальном издании Screen International, фильм «Изгнание» Звягинцева занимает четвертую ступеньку. Что совсем неплохо. Неплохо и то, что о картине все еще, спустя три дня после показа, говорят, хотя у каждого фильма здесь лишь один день. Один счастливый или несчастливый момент.
Иран выступил против мультфильма «Персеполис»
Оргкомитет Каннского фестиваля получил письмо от властей Ирана с требованием не допускать до участия в конкурсной программе картину французского режиссера Марджане Сатрапии, снятую по роману Мариан Сатрапии. Как сообщает Associated Press, в послании говорится, что анимационный фильм «Персеполис», рассказывающий о становлении Ирана после Исламской революции, может негативно отразиться на репутации фестиваля. «В этом году Каннский фестиваль выбрал для показа фильм об Иране, который в некоторых своих частях представляет неправдоподобный взгляд на достижения и результаты великой Исламской революции», – утверждают авторы письма. Организаторы Каннского фестиваля пока не дали официального ответа. Согласно конкурсной программе, показ мультфильма должен состояться сегодня, 23 мая. Вернувшись из Канн, Майкл Мур может попасть в тюрьму Вчера истек срок, который правительство США дало режиссеру Майклу Муру для предоставления отчета о его посещении Кубы. Об этом журналистам признался сам режиссер. Причиной скандала стал его документальный фильм «Сико», рассказывающий о проблемах здравоохранения в Америке. Премьера картины состоялась на Каннском фестивале в минувшую субботу. Мур не исключает, что наказанием за картину может стать тюремное заключение. «Я со всей серьезностью отношусь к делу, которое ведет против меня собственное правительство», – заявил режиссер. Также Мур предположил, что фильм могут конфисковать. Поэтому, чтобы сохранить ленту, режиссер сделал дубликат и вывез его за пределы США. Напомним, в картине рассказывается о гражданах Америки, которые не могут себе позволить медицинскую страховку из-за ее высокой стоимости. Кроме этого Мур критикует механизм работы системы здравоохранения США, которая, на его взгляд, существует не для того, чтобы лечить людей, а в целях обогащения. Некоторые эпизоды картины Майкл Мур снял на территории Кубы, именно из-за них министерство финансов США начало расследование, обвинив режиссера в нарушении закона об экономическом эмбарго, запрещающего американским гражданам тратить деньги на кубинской территории. «Действия правительства США нарушают мое конституционное право на свободу творчества и передвижения», – заявил на пресс-конференции в Каннах Майкл Мур. И все же режиссер надеется, что все это не помешает картине «Сико» выйти на экраны американских кинотеатров, как и планировалось, 29 июня.