Медведи разбиваются на тройки
«Единая Россия» формирует партсписки в Госдуму
Сегодня руководство «Единой России» собирается вчерне рассмотреть персональные составы региональных подгрупп списка партии на выборах в Госдуму. Документы держатся в строжайшем секрете: включая перечень членов паровозных троек, которые, вероятнее всего, будут традиционно формироваться из региональных чиновников высшего звена. По данным «НГ», проболтавшемуся в лучшем случае грозит строгий выговор, в худшем – утеря доверия партии и как следствие – непопадание в счастливые списки. Тем же, кто не попал на корабль партии власти, самое время попытать удачи у конкурентов.
Предварительный заезд
Банкир-единоросс Александр Лебедев, раньше других оценивший свои реальные шансы на место в списке ЕР, уже не раз заявлял о желании возглавить столичный список главного конкурента партии власти на выборах.
Как стало известно «НГ», в черновой вариант списка ЕР по Москве входят 17 человек: почти все действующие депутаты региона, кроме – уже – Лебедева, Павла Медведева, Владимира Мединского, который пойдет от другого региона, и Валерия Гребенникова (его недавно единороссы пытались безуспешно устроить в Центризбирком), «пожелавшего уйти на покой». За попадание в список, сообщил источник «НГ» в Думе, берут по-разному, но цифры измеряются 6-значными суммами в долларовом эквиваленте. Номера в списке пока присваиваются формально и больше похожи на квалификационные «Формулы-1», присваиваемые гонщикам по итогам предварительного заезда. Решение принимается мэром Москвы, сопредседателем ВС ЕР Юрием Лужковым по согласованию с кремлевской администрацией. В этом сезоне, по словам источника «НГ», в моде верность «идеям партии», а не деньги. Он рассказал историю, когда люди одного свободного бизнесмена предложили за место в московском списке в два раза больше, чем требовалось, и получили отказ с мотивировкой: «Нужны свои люди».
«Руководство, конечно, будет оглядываться на персоналии кандидатов, учитывая их ресурсы, способности реализовать кампанию и личные рейтинги, но главным будет все-таки то, до какой степени кандидат находится в русле генеральной линии партии», – считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. Доля независимого бизнеса на этот раз уменьшится, наверняка увеличится доля представителей государственных корпораций, таких как РЖД, «Газпром», «Рособоронэкспорт». Автономность региональных структур, по мнению Кынева, резко сократится, прежде всего из-за того, что в последнее время существенно ослаблен институт губернаторов: диктовать условия, как в 2003 году, они уже не смогут.
Как стало известно «НГ», рассмотренные и утвержденные на бюро высшего совета ЕР и президиуме генсовета партии предварительные региональные списки скорее всего останутся тайной за семью печатями. Как сообщил «НГ» источник в «Единой России», их до поры до времени вряд ли увидят и сами регионы: «И своих будоражить не стоит, и оппонентам, которые могут начать контрдействия, помогать нечего».
Делить или не делить?
Даже о том, сколько всего подгрупп будет в партсписке «Единой России», существуют противоречивые данные. Один источник «НГ» в ЦИК ЕР уверял «НГ», что их будет 80–85, другой же горячо убеждал, что в партии сошлись на цифре 97–98.
Более подходящим для партии власти эксперты считают создание 85-90 подгрупп: «Чтобы конкуренты не смогли снять с регистрации, во-первых (по закону, если список политструктуры будет содержать меньше 80 подгрупп, партия может выбыть из состава участников), а во-вторых, существует заинтересованность в создании более крупных групп», — говорит эксперт комиссии Госдумы по вопросам практики применения избирательного законодательства РФ Вячеслав Шуленин.
По его словам, к думским выборам в России уже будет 85 регионов. Но проблема в том, что реально субъектов, от которых можно образовывать список, меньше. И если от Чукотки, где всего 33 тыс. избирателей, сделать группу, она никогда не получит депутатский мандат. Даже если за одну партию проголосует 100% электората: по результатам выборов средняя цена мандата у ЕР может составить примерно 100 тыс. голосов. Логично, если несколько мелких регионов выдвинут одну группу. Таких территорий будет около 60–70.
Недостающие региональные списки будут формироваться за счет дробления крупных краев и областей. Так, по данным «НГ», в партии есть желание поделить Красноярский край и Свердловскую область. Кроме чисто электоральных расчетов такой шаг, по мнению экспертов, связан с необходимостью развести конфликтующие между собой внутрипартийные региональные элиты.
Есть проблема мэров и губернаторов: в этих регионах несколько лидеров. В Пскове мэр Михаил Харонен возглавлял список ЕР на местных выборах, а губернатор Михаил Кузнецов отвечал за кампанию. В таких регионах возможно разделение: Харонен ведет список по Пскову, а губернатор – группу по области. Подобная ситуация в Свердловской области, где недовольных губернатором Эдуардом Росселем объединяет мэр Екатеринбурга, тоже единоросс, Аркадий Чернецкий. В целом ряде регионов есть проблемы между депутатами Госдумы, местными партийными лидерами и губернаторами: лицо кампании партии власти 1999 года Александр Карелин воевал с главой Новосибирской области Виктором Толоконским, совсем недавно обострился конфликт приморского главы Сергея Дарькина с местным лидером ЕР Владимиром Куриловым, аналогичные конфликты существуют в Курске и Тамбове. А в Саратове противоборствуют два руководителя ЕР, вице-спикеры Госдумы Вячеслав Володин и Любовь Слиска. Всех их нужно будет либо мирить, либо разводить по разным спискам. В регионах, где отсутствует сильный лидер от ЕР, имеет смысл создать группы во главе с известными депутатами ГД. Например, в Питере. Валентина Матвиенко, как и на выборах в Закс Петербурга, скорее всего самоустранится от кампании. В этом случае город можно поделить на 5 частей и поставить во главе списков депутатов-одномандатников ГД или федеральных чиновников-питерцев.
В Москве такой вариант не пройдет. Учитывая электоральную важность региона, делить его на подгруппы опасно: «лужковский список выиграет, никто не оспаривает, что он возглавит московский список, а остальные проиграют». На прошлых выборах, когда Лужков входил в федеральную часть списка вместе с лидером партии Борисом Грызловым и министром ЧС Сергеем Шойгу, в столице ЕР получила на 3% ниже, чем в среднем по стране – 34,44%. А список ЕР на выборах в МГД, который возглавлял столичный мэр, на 10% больше списка в Думу.
«С учетом ужесточения конкуренции важно навести порядок и сформировать иерархию в списках за максимально долгий промежуток времени до дня голосования: если будут скандалы, то лучше, если они произойдут задолго до активной фазы кампании», — считает Кынев. В целом политолог прогнозирует, что проблема перестройки рядов «будет стоять очень неслабая». Времени прошло достаточно много, за 4 года изменился баланс сил, очень сильно обновилась сама региональная элита. Момент оформления списков как раз и будет той точкой бифуркации, после которой станет понятно, кто получает непроходные места: если у этих людей будут варианты, они их реализуют. Сейчас у ЕР 306 депутатов, а мест проходных, даст бог, будет 200. Ясно, что на эти места претендует много людей с амбициями и деньгами из других партий и фракций. Кстати, по Госдуме ходят слухи, что вхождение в ЕР миллиардеру Сулейману Керимову обошлось в более чем 130 млн. долл.