Уроки русского
В театре «Практика» поставили самый острый в Москве политический спектакль
Леонид Борисович Цейтлин – главный герой спектакля «Небожители» – председатель совета директоров и главный акционер крупнейшей в России нефтяной компании. Автор пьесы Игорь Симонов – управляющий в, как говорят, тоже очень крупной компании. Правда, в программке автор все-таки уточняет, что истории героев он придумал и к вербатиму его текст не имеет отношения (хотя кто-то уже обратил внимание, что Цейтлин был одним из главных героев романа Юлия Дубова «Большая пайка», – в виртуальной, литературной жизни, совпадения тоже, оказывается, случаются). Тем не менее зрители узнают буквально всех: всякое совпадение с реальными героями и обстоятельствами вызывает смех, в некоторых случаях премьерная публика даже разражалась аплодисментами. Написанная год или даже больше тому назад, пьеса «угадывает» даже недавнюю историю в Куршевеле.
Трудно вспомнить, когда и где еще приходилось видеть столь заинтересованную публику. Можно ли было вообразить, что спектакль «про «нефтянку» станет таким захватывающим, а при том, несмотря на дорогую «одежду», немножко напоминать старые диссидентские разговоры на кухне, где что думали, то и говорили. «Хорошие были времена», – говорит Цейтлин (Андрей Смоляков), правда, имея в виду недавнее прошлое, конец 90-х. «И сейчас хорошие. Только другие», – отвечает ему Алексей (Сергей Юшкевич), в прошлом – соратник Цейтлина, ныне – ответственный работник администрации президента, направленный к Цейтлину на переговоры о будущем ЮКОСа и самого Цейтлина. Хорошо, не ЮКОСа, тем более что описываемая в спектакле схема мирной передачи бизнеса государству, вероятно, обкатывалась не единожды и сумела доказать свою эффективность.
«Небожители» – название телевизионного ток-шоу, на которое собирается Цейтлин и три девушки-ведущие, собственно говоря, их утро и день, их диалоги с их мужчинами становятся предысторией, вернее, началом истории. Фотомодель, журналистка, специалистка по маркетингу, увлеченная еще и какой-то восточной борьбой, – детали жизни, почти все и у всех, так современны, что стирают черты индивидуальности почти до полной неузнаваемости. Но именно эта среднестатистическая, «телевизионная» современность «делает» пьесу, заставляет говорить о спектакле, который поставил Руслан Маликов, как об удаче, даже событии нынешнего театрального сезона, который смело можно рекомендовать друзьям и знакомым. Ничего более злободневного в Москве сегодня нет. Во всяком случае, в театре. Пожалуй, не настаивая на сравнении качественных характеристик, такой острой политики в театре не было со времен Генриха Боровика, пьесы которого в кулуарах «Практики» припомнил драматург Алексей Зензинов. Только Боровик писал про «их нравы», а Симонов написал – про наши.
Первая половина спектакля становится почти что бенефисом Сергея Юшкевича, которому отданы все «неглавные» мужские роли: он играет бойфрендов или любовников всех трех телевизионных девушек и, как уже было сказано, заместителя руководителя администрации президента, меняя рубашки, галстуки, то надевая, то снимая очки. Впрочем, режиссер, судя по всему, и не требовал от актера перевоплощения, найдя в пьесе важный для автора «ключ» некоего общеупотребимого стандарта. Что касается женского состава, то, кажется, при отборе важнее всего были внешние качества, и в этом смысле все три исполнительницы безупречны, хотя можно предположить, что, скажем, Ольга Гулевич (она играет менеджера по маркетингу Марину) вдобавок к внешним достоинствам имеет неплохой драматический потенциал.
Все, конечно, ждали, как сыграет Андрей Смоляков, приглашенный в «Практику» на роль Леонида Михайловича Цейтлина. Ожидания он оправдывает. Он обаятелен не только потому, что богат, но, как заметил кто-то из великих, нравится теми качествами, которые привели его в итоге к богатству… Герой Смолякова вызывает симпатию и сочувствие, поскольку в отличие от него нам, зрителям, известно, что будет дальше. И с Цейтлиным, и с его нефтяной компанией.