Оппозиция рвется в бой
Сразу две думские фракции представили законопроекты, фиксирующие политический статус борцов с партией власти
Целых два закона об оппозиции поступили вчера в Госдуму. Один из них составлен коммунистами. Автор другого – лидер думской «Родины» Александр Бабаков, и этот документ оказался в распоряжении «НГ» еще до официального рассмотрения на заседании профильного комитета. Оба законопроекта требуют упорядочить процедуру доступа оппозиционных политструктур к СМИ и направлены против монополии единороссов на этом участке предвыборного фронта.
Президента – в арбитры
Две главные оппозиционные фракции нынешней Государственной Думы – КПРФ и «Родина» – предлагают законодательно установить право любой партии в любой момент переходить в оппозицию к президенту, правительству и парламентскому большинству. При этом предполагается, что оппозиция будет иметь возможность доступа к государственным СМИ, в том числе и телевидению, а также хотя бы минимально влиять на принимаемые в государстве решения. Коммунисты немного опередили фракцию «Справедливой России». Их законопроект уже вчера был внесен в Госдуму официально. Под ним подписались все 47 членов фракции КПРФ. Законодательная же инициатива «Родины» пока в палату не внесена, поскольку сначала депутаты планируют получить на нее отзыв правительства. Какие имена будут поставлены под законом, пока непонятно, но есть сведения, что лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов под ним подпишется – так же, как и лидер думской фракции этой партии Александр Бабаков.
При анализе текстов становится понятно, что различаются они мелкими деталями и степенью подробности. Невооруженным глазом видно по крайней мере одно основное концептуальное различие. Похоже, каждая фракция писала данный закон, явно исходя из собственного опыта взаимоотношений с властью, а главное – из оценки собственных перспектив на предстоящих парламентских выборах. К примеру, проект «Родины» предполагает наличие в стране реестра оппозиционных политических партий, для попадания в который надо проходить регистрацию, пусть и формально-автоматическую. А коммунисты, уже наученные горьким опытом, специально пишут, что никакой отдельной регистрации оппозиции не допускается. Например, бабаковцы указывают на то, что оппозиция в обязательном порядке участвует во всех парламентских делах на федеральном и региональном уровнях и даже имеет право на пропорциональное своей численности количество комитетов. У КПРФ же взгляд на свое будущее более пессимистичен: они претендуют всего лишь на заместителей председателей комитетов и не более. Главное отличие коммунистов – в качестве приложения к пояснительной записке они официально представили две страницы цитат Путина на «оппозиционную тему». Цитаты подобраны за последние 5 лет и взяты в основном из посланий президента Федеральному собранию. Заметим, что это сделано впервые в законодательной практике, но означает скорее всего только одно – КПРФ не имеет фактически ни малейшей надежды на то, что думское большинство их законопроект одобрит. Цитаты президента, таким образом, – это своего рода последняя надежда на то, что вокруг данной инициативы будет устроена хотя бы небольшая публичная дискуссия. И что она не будет тихо чахнуть в думских запасниках, где, например, находятся и предыдущий аналогичный проект фракции «Родина», подписанный еще Дмитрием Рогозиным в начале 2005-го, и проект закона «О Федеральном собрании», представленный тогда же независимыми депутатами.
Как уже отмечала «НГ», коммунистический проект об оппозиции готовила партийная рабочая группа во главе с известным политическим деятелем Анатолием Лукьяновым, взявшая за основу наработки еще прошлых Дум, которым так и не удалось провести подобный законопроект до подписи президента Бориса Ельцина. КПРФ предлагает зафиксировать, что оппозиционной деятельностью может заниматься любая общественная организация. Главное, чтобы в ней не было иностранцев, несовершеннолетних и экстремистов, а также зарубежной финансовой помощи. Эти ограничения коммунисты накладывают на себя сами – опять же, исходя из собственного опыта. Партийцам перейти в оппозицию будет очень просто – достаточно принять решение и уведомить Росрегистрацию. «Никакой дополнительной регистрации объединений, осуществляющих оппозиционную деятельность, не требуется», – указывается в проекте. Оппозиции же будет полагаться не менее 1 часа телеэфира в неделю на федеральных и региональных каналах, а также определенная недельная доля в печатных СМИ. Причем нигде не указывается, что оппозицию должны пускать только в государственные издания. Концепция закона состоит в том, что оппозиция получает право появляться везде, где проходит информация о деятельности власти. КПРФ также сочла необходимым иметь в законе специальную статью, регламентирующую приостановление или прекращение оппозиционной деятельности. Указано, что это может быть сделано только по решению суда за нарушения данного закона либо же вследствие введения по всей стране или в отдельных ее регионах чрезвычайного положения.
Критерии оппозиционности
Фракция эсэров подошла к установлению правовых гарантий для оппозиции более внимательно. Сразу же указав, что оппозиционная деятельность должна быть конструктивной, родинцы четко прописали, какая из партий может брать на себя роль оппозиционной. Главные критерии – это, конечно, присутствие членов партии в органах исполнительной власти и количество голосов в законодательных органах. Если хотя бы один член партии является членом правительства РФ, оппозиционной она уже не считается. То же самое происходит и тогда, когда у партии – большинство мест в парламенте. Если у партии этого нет, она объявляет себя оппозицией и получает право опубликовать в государственных СМИ свою программу без оплаты.
Думская оппозиция, считают бабаковцы, должна получить право иметь своего вице-спикера, решающий голос в Совете палаты, а также число комитетов, пропорциональное ее численности. Подчеркивается: таким пакетом должна обладать любая фракция, объявленная оппозиционной, сколько бы их в парламенте ни было. Правда, прежде чем иметь доступ к такого рода политическим благам – причем как на федеральном, так и на региональном уровнях, партии надо пройти спецрегистрацию, то есть, по сути дела, обрести статус официальной оппозиции. Впрочем, в законопроекте подчеркивается, что если партия соответствует установленным критериям, то регистрация окажется простой формальностью. Интересно, правда, что, перестав соответствовать оппозиционным нормам, партия должна самостоятельно уведомлять об этом регистрирующую инстанцию. Если же партия этого не сделает, то регистраторам направят соответствующие сведения председатель Госдумы и руководитель аппарата правительства. И тогда партию, переставшую иметь право называть себя оппозицией, Росрегистрация сама исключит из заветного реестра.
Нахождение в нем позволит оппозиционным партиям претендовать на изрядный кусок государственного телеэфира и печатных площадей. Например, стоит какому-то СМИ рассказать о действиях власти – не менее 10% потраченного на то времени должно быть отдано на освещение мнения оппозиции. А общее телевизионное время, затрачиваемое на оппозицию, не должно быть меньше 20% того времени, которое потрачено на пиар властей предержащих. Оппозиционерам также дается право выступать с комментариями после всех выступлений в Думе членов правительства или представителей парламентского большинства, а если кто-то их раскритиковал, то время для ответа на критику должно выделяться автоматически. При рассказе, положим, о ходе реализации нацпроектов телевидение должно будет приводить мнение оппозиции. Она получит право инициировать запросы от себя самой, не проводя их через решение парламентского большинства. Кроме того, не менее двух раз в год с оппозицией должен будет встречаться председатель правительства и отвечать на их вопросы.