Хорошему танцору пол не мешает
Мужской балет "Трокадеро де Монте-Карло"
Под "французским" именем, в котором слышится и что-то дягилевски-русское, уже больше тридцати лет фигурирует американская балетная труппа, состоящая из одних мужиков. "Балерунов", сказали бы невежды, но трудно подобрать адекватное определение для танцовщиков, исполняющих на пуантах знаменитые балеринские роли. Les Ballets Trockadero de Monte-Carlo (во всем мире эту труппу любовно-фамильярно именуют The Trocks) известна своими отвязными и гомерически-смешными пародиями на классический балет.
Дело это беспроигрышное – даже по любительским капустникам известно, какой сногсшибательный успех ждет мужчин, рискнувших, засунув яблоки в лифчик, оторвать "танец маленьких лебедей". "Троксы", однако, легких путей не ищут, их работа куда изощреннее – американские пародийные скетчи охватывают сразу несколько смысловых уровней. Случайно забредший на "балет" зритель начнет умирать от смеха уже от одного только вида крупного мужчины в лебединых перьях, брякающегося в обморок на руки хлюпику в трико и белокуром паричке. Публика повзыскательнее отметит "игру в игре": все "балерины" труппы наделены "творческими биографиями" и многообещающими именами – Марго Мандейн, Светлана Лофаткина, Лариска Думбченко, Вера Намечатуненова,– из чего следует, что подавляющее большинство мировых прима-балерин обитает в Мариинском театре.
У каждой знаменитости – свое амплуа, свой темперамент, свои любимые штампы, трюки, привычки и замашки. Стервы и плаксы, доходяги и крепышки, "технички" и "лирички", истерички и пофигистки – вся галерея женских характеров и балетных нравов представлена "Троксами" с максимальной яркостью. Иногда даже излишней, вроде пинков в зад или боксирования лебедей. Однако куда смешнее специфические штучки вроде тайного щипка за ляжку соперницы, или волоокой примы, целую вечность складывающей руки крестом перед началом вариации, или бойкой виртуозки, наворачивающей диагональ из тройных пируэтов и успевающей стрельнуть глазами в публику.
Кстати, техническая виртуозность – еще один уровень представления, оценить который могут лишь балетные завсегдатаи. The Trocks отлично владеют пуантной техникой – все канонические тексты вариаций они сохраняют неадаптированными, а кое в чем (например, в прыжках, вращениях, внимании к нюансам исполнения) и превосходят пародируемых дам. В Москву "Трокадеро" приезжают не впервые. В 2004-м они довели до колик церемонную публику Большого театра: такого "Умирающего лебедя", скорбно сучащего костлявыми ножками и теряющего перья, как дерево листву по осени, здесь еще не видели.
В Театре эстрады "Троксы" покажут полноценную трехчастную программу. Сначала нырнут в романтизм: за него в ответе уморительный "белый" акт из "Лебединого озера" и знаменитый Па-де-катр в постановке Антона Долина – вольная реконструкция исторического выступления мировых звезд 160-летней давности Марии Тальони, Фанни Черрито, Люсиль Гран и Карлотты Гризи. Затем настанет очередь классицизма Мариуса Петипа – его академичнейшую "Раймонду" (свадебное Grand pas со знаменитой "венгерской" вариацией) в исполнении "Троксов" Москва еще не видела. Под финал обещан сюрприз. В прошлый приезд мужчины сбацали разудалый канкан, но вообще-то от "Трокадеро де Монте-Карло" можно ожидать чего угодно.