Шоколад во спасение
Выходит "Черная книга" Пола Верховена
Возможно, самый знаменитый на сегодня голландский режиссер когда-нибудь переживает кризисы - творческие, финансовые. Не исключено также, что у него случаются трения с цензорами, не желающими допускать детей на его фильмы с обнаженкой. Но, как истинный профи, Пол Верховен оставляет все производственные проблемы за рамками кадра, дабы рабочие неурядицы не сказывались на мощи и сочности готовых картин. Невозможно представить, чтобы его фильм дал слабину.
Верховена интересуют персонажи, бросающие вызов окружающим, чья наглость была бы заразительна и для зрителя. Публику завораживают личности, которые верят: они не твари дрожащие, а право имеют. Хотя бы право бороться за жизнь.
Героине «Черной книги» голландской еврейке Рахиль Штайн выпало выживать во времена фашистcкой оккупации. Потеряв семью и чудом уйдя от расстрела, она не прячется от расправы по подвалам, как пианист Романа Поланского. Ничего подобного. Барышня вливается в ряды Сопротивления, меняет имя на Элис, перекрашивается в блондинку (причем перекрашивает все полностью, включая растительность в интимных местах), поет в немецком кабаре и по спецзаданию подпольщиков заводит шашни с нацистским офицером. Как в детективе: если хочешь что-то спрятать, положи на видное место. Если хочешь застраховаться от разоблачения, выстави себя напоказ. Белокурая бестия разит врагов наповал, всего лишь облачившись в алое платье и состроив глазки. Ее соратники по подполью не достигают равноценного успеха даже с оружием в руках. В этом, кстати, отдельная прелесть приключенческой по духу картины: сопротивленцы придумывают все новые дерзкие операции, но в ходе реализации плана каждый раз что-нибудь идет не так. В провалах явно чувствуется рука предателя, но пока герои-антифашисты на него выйдут, война кончится. А великолепная Рахиль-Элис, оказавшись меж двух огней, успеет вдоволь хлебнуть напрасных подозрений и недоверия.
Посылая все новые испытания своей героине, Верховен не забывает наделить ее достаточным количеством смекалки и ловкости, чтобы все преодолеть. Голландская актриса Карис ван Хоутен оказалась благодатным орудием для воплощения режиссерского замысла. На Венецианском фестивале, где фильм участвовал в конкурсе, вновь ставшая брюнеткой Карис всерьез претендовала на приз.
Основной инстинкт в "Черной книге" не имеет прямого сексуального подтекста. Людьми здесь движет инстинкт выживания в самом примитивном его виде, но как же изобретателен режиссер, когда демонстрирует проявления этого инстинкта! Подчеркивая непотопляемость своей героини, Пол Верховен прямо-таки сорит эффектными мелочами. Надо видеть, как подпольщица, чтобы смыть с изящных ножек уличающую ее пыль подкопа, прямо в вечернем наряде ступает в унитаз и спускает воду. И как, догадавшись, что ее отравили инсулином, из последних сил кусками заглатывает подвернувшийся шоколад.
Не до эффектов будет, пожалуй, лишь ближе к финалу, когда победившие союзники и обрадованные голландцы примутся торжествовать и топтать коллаборационистов без разбора, виноват - не виноват. Верховен своими голливудскими работами доказал, что ненавидит счастливые концы, и в "Черной книге", знаменующей возвращение режиссера на родину, не упускает случая вывернуть хеппи-энд наизнанку. Кстати, записная книжка в черной обложке из названия фильма - это один из документов эпохи, список жертв нацизма, составленный неким продажным голландским адвокатом. Но и сам Верховен, и его герои, судя по всему, не слишком полагаются на документы. Кто как выжил, будут знать только они сами. Зрителю отведена здесь роль не судьи, а наблюдателя.