Про это
Самая скандальная пьеса конца XIX века вернулась на сцену
Четыре года назад Роман Виктюк вернул из небытия «Пробуждение весны» Франка Ведекинда, пьесу, посвященную проблемам полового созревания подростков и их тяге к суициду. Сейчас к Ведекинду обратилась выпускница РАТИ Вероника Родионова, которая вместе с молодыми актерами создала довольно натуралистический спектакль о томлениях юной плоти. Но, похоже, откровения века XIX сегодняшним школьникам кажутся банальностью.
Примерно лет сто назад самым животрепещущим вопросом русского общества стал вопрос пола. «Пришла проблема пола, румяная фефела и ржет навеселе», – констатировал Саша Черный. Появилась газета «Мужчина и женщина», журнал-библиотека «Для взрослых», журнал «Вопросы пола». Проходили философские диспуты, а в светских гостиных спорили о «Санине» Арцибашева и о постановках пьесы Франка Ведекинда «Пробуждение весны». Страдания подростков, переживающих первые пробуждения чувственности в ханжеском мире взрослых, вызывали бурные дискуссии о том, когда надо знакомить детей с этой стороной жизни. Пережив бум постановок в столице и в провинции, бурю статей и обсуждений, пьеса «Пробуждение весны» с ее многочисленными озабоченными подростками-самоубийцами надолго выпала из репертуара. И вот в 2003 году к ней обратился главный эксперт по сексуальным вопросам Роман Виктюк, а сейчас постановку осуществила молодая ученица Олега Кудряшова Вероника Родионова.
Чем может привлечь современных режиссеров многословная и поверхностная пьеса, где четырнадцатилетняя девочка, услышав, что ее замужней сестре аист принес очередного ребенка, умоляет мать все-таки рассказать: откуда дети берутся? И, задыхаясь от ответственности, мать у Ведекинда совершает страшное признание: «чтобы иметь ребенка, нужно мужа, за которым замужем!» Трудно сказать, действительно ли четырнадцатилетние немки в 1891 году, когда была написана пьеса Ведекинда, отличались такой невинностью. Еще сложнее поверить в невинность гимназисток и гимназистов в России начала ХХ века (хотя бы по рассказам Бунина). Но совершенно понятно, что в Москве начала XXI века скорее дочка просветит недалекую мамашу, прослушав соответствующий курс сексуального воспитания в школе и даже в старшей группе детсада.
Спектакль набит подростками выпускных классов (постановка «не рекомендуется к просмотру детям моложе 12 лет»), которые явно развлекаются, наблюдая за наивностью своих сверстников из века двадцатого. Они то и дело терзаются из-за того, греховно ли видеть во сне женщину? Или нервно теребят белье и отказываются надевать длинные юбки.
Надо сказать, томления плоти сыграны молодыми артистами крайне убедительно. Удачная декорация: железный станок из разнообразных лестниц позволяет продемонстрировать прекрасную акробатическую подготовку. Живой ансамбль на сцене удачно вторит всем душевным метаниям, оттеняя их то грохотом барабанов, то мелодией духовых. Режиссер периодически заставляет персонажей говорить по-немецки, чтобы снять ощущение старомодности текста.
В первой работе Вероники Родионовой радует ощущение хорошей режиссерской школы, наличие выдумки и серьезность в обращении с текстом. Промашки вкуса можно списать на молодость. Ну кто же из зрелых мастеров выдаст «человеку в маске» аквариум с водой и заставит его разгуливать по сцене все два с половиной часа, пока он не начнет восприниматься чем-то вроде десантника из анекдота, который ну так надоел! Также только по молодости можно всерьез относиться к мифу о гиперсексуальности подростков (по первому образованию Родионова – психолог). За всю жизнь встретила только одного озабоченного подростка и неимоверное количество озабоченных режиссеров (которые, если верить их постановкам, только и думают, что про это). Но полностью готова признать, что режиссеры отнюдь не менее сложны, чем подростки.
И может быть, Веронике Родионовой и ее слаженной команде имеет смысл обратиться к произведениям на подростковую тематику более изощренным и, главное, актуальным, чем Ведекинд? Скажем, к «Повелителю мух» Уильяма Голдинга?