Скандинавский апокалипсис
На экраны выходит кровавая сказка «Следопыт»
В мировом прокате стартовал приключенческий боевик «Следопыт» с бюджетом 45 млн долл. Это ремейк норвежского фильма 1987 года, который был номинирован на «Оскара» как лучшая иностранная лента. Режиссер «Техасской резни бензопилой» Маркус Ниспел сделал из «Следопыта» фильм о резне между викингами и индейцами.
Правда, те, кто ждет масштабного противостояния, будут разочарованы. Индейцы сопротивляются вяло и по большей части выступают в качестве ягнят на заклании, а всю работу по защите коренных жителей Америки от набегов скандинавских воинов главный герой фильма выполняет почти в одиночку. Его роль сыграл новозеландец Карл Урбан, запомнившийся многим как Эомер во «Властелине Колец». Практически весь фильм Урбан ходит полуголый, зарабатывая очки у женской части аудитории.
Маркус Ниспел, судя по всему, попытался пойти по пути Мела Гибсона с его «Апокалипсисом» и отыскивал исполнителей ролей второго плана в резервациях. Так, он пригласил в фильм Джея Таваре, засветившегося в «Холодной горе» и оскароносной «Адаптации». А на роль Следопыта режиссер позвал индейца Рассела Минса, снимавшегося у Оливера Стоуна в «Прирожденных убийцах». Викинги получили подкрепление в виде Клэнси Брауна («Побег из Шоушенка») и бывшего «Мистера «Олимпия» Ральфа Меллера («Гладиатор»). Однако мускулов даже этих актеров внушительного размера режиссеру показалось мало. Ниспел распорядился, чтобы каждому под костюм викинга подложили еще и хоккейную амуницию, превратив таким образом скандинавов в гору мяса. Кроме того, всем им на головы нацепили шлемы с огромными рогами.
О правдоподобности, впрочем, режиссер особо не беспокоился. Маркус Ниспел не раз признавался, что не любит исторические фильмы. В Следопыте» он, тем не менее, заставил викингов говорить на древнеисландском языке. В остальном же работа Ниспела и автора сценария Лаэты Калогридис («Александр») — кровавый фэнтезийный комикс. Уже в открывающих картину титрах режиссер предупреждает зрителя: «Все, что следует далее, — легенда». Так что любителям выискивать исторические ляпы стоит воспринимать ленту как чистый экшн.
Отыгрался Ниспел и на своей страсти к ужастикам. Фильм начинается как типичный хоррор. Повсюду валяются мертвецы, а посреди этой живописной картины стоит маленький мальчик. Это и есть главный герой. Викинги, которые за 600 лет до Колумба пытаются захватить североамериканский континент, бросают парнишку на индейской территории. Племя туземцев берет мальчика к себе и дает ему прозвище Призрак. Когда он подрастает, викинги нападают на деревню и вырезают всех, кроме Призрака. Разумеется, юноша собирается отомстить им, но вскоре и сам попадает в плен. Викинги требуют от Призрака показать путь к другим индейским поселениям, но молодой человек, как Иван Сусанин, ведет врагов на верную погибель.
Кстати, эту часть фильма Ниспелу удалось сделать действительно зрелищной. Особенно забавной выглядит скоростная гонка главного героя и викингов на щитах вниз по крутому склону. Вместе с тем «Следопыт» явно соревнуется с гибсоновским «Апокалипсисом» в жестокости. Мало того что весь фильм головы с плеч летят одна за другой, так режиссер еще и включил в него сцену четвертования. И это при том, что сами викинги весь фильм называют индейцев дикарями. Но зритель-то понимает, что так «тонко» Ниспел намекает на идею, которая в последние годы основательно прописалась в кинематографе. Дикари не те, кто живет в допотопных жилищах, а те, кто вторгается в чужие земли с новейшим оружием.