Возбуждено дело о "вбросе" голосов за ЛДПР
Спустя два месяца после выборов в Астраханскую областную Думу разговоры о нарушениях на двух избирательных участках 8-го округа превратились в нечто куда более весомое. Возбуждено уголовное дело по ст. 142,1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»), которое расследует прокуратура Камызякского района. Пока инициаторы дела и облизбирком сходятся в одном — признании легитимности Думы четвертого созыва.
Как сообщили в пресс-службе облпрокуратуры, 8 декабря по факту фальсификации итогов голосования областная прокуратура возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 142,1 УК РФ, а именно — заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования. Пресс-секретарь облпрокуратуры Анна Коняева пояснила нам, что перед возбуждением дела проводилась прокурорская проверка по обращению первого секретаря обкома КПРФ Николая Арефьева, в котором указывалось на нарушения на 192-м и 197-м участках Камызякского избирательного округа № 8.
В ходе проверки было установлено, что первые протоколы на участках были подписаны в день выборов, но спустя два дня председатели участковых комиссий убедили членов комиссий подписать новые протоколы, составленные якобы по результатам повторного пересчета бюллетеней. Однако, как установила проверка, никакого повторного пересчета бюллетеней не производилось, опечатанные коробки с ними даже не вскрывались. «Детективную историю» с голосами, отданными за ЛДПР, отметили еще 13 октября. Основываясь на предварительных итогах голосования (публиковавшихся на сайте облизбиркома), наша газета сообщала, что вечером 9 октября у ЛДПР было 7,18 процент, утром 10 октября, когда оставались необработанными лишь несколько протоколов, — 6,95процент, а на следующий день — 7,01 процент. Однако окончательные итоги — 6,71 процент, появившиеся 18 октября, для ЛДПР оказались плачевны — партии не удалось преодолеть семипроцентный барьер. Интересно, что удивительные колебания «курса» партии проистекают из района, где у ЛДПР имеются сильные административные позиции (Камызякский район возглавляет лидер астраханского отделения ЛДПР Дмитрий Угрюмов).
Обращения в облизбирком и прокуратуру коммунисты подготовили 11 октября, указав, что по 192-му участку член избирательной комиссии 8-го округа от КПРФ Любовь Барышева видела два протокола, в первом из которых значилось, что за ЛДПР проголосовали 33 избирателя, а во втором — уже 169. По 197-му участку, как явствовало из обращения, 8 октября по протоколу значилось, что за ЛДПР отдано 74 голоса, но 11 октября в систему ГАС-выборы, минуя окружную комиссию, направили другой протокол, содержание которого члену комиссии от КПРФ осталось неизвестным. А в ноябре появилось обращение лидера коммунистов Геннадия Зюганова, озаглавленное «Избирательная система России подрывает легитимность власти», адресованное президенту Владимиру Путину, председателю ЦИК Александру Вешнякову и другим первым лицам страны.
В числе прочих негативных примеров по стране Г. Зюганов упомянул и наш регион: «В Астраханской области череда нарушений дополнилась тем, что представители ЛДПР в составе участковой комиссии изгнали наблюдателей от других партий и на два дня заблокировали подведение итогов голосования. В результате родилось целых три набора «подлинных» протоколов с разными данными». Как сообщил второй секретарь обкома КПРФ Александр Кочков (сегодня он также является депутатом облдумы), по инициативе КПРФ в Камызяке провели две проверки. Итог работы: протокол по одному из участков был аннулирован, а по другому участку признан верным первоначальный протокол. Потом уже, по словам А. Кочкова, в процесс вмешалась и прокуратура. По мнению второго секретаря, на официальные итоги выборов нарушения не оказали влияния, поскольку при окончательном подсчете голосов были использованы верные данные. В прокуратуре придерживаются такого же мнения.
По словам пресс-секретаря А. Коняевой, прокуратура сегодня дает лишь юридическую оценку действиям определенных лиц, не подвергая сомнению ни истинность итогов голосования, ни легитимность Думы. Она заявила, что по уголовному делу обвинение пока никому не предъявлено, нет и лиц, привлекаемых в качестве подозреваемых. Правда, в пресс-релизе облпрокуратуры указывается, что подписывать новые протоколы членов комиссии убеждали председатели участковых комиссий, но пока это лишь данные проверки. Председатель избирательной комиссии Астраханской области Евгений Покровский в разговоре с журналистом постарался максимально дистанцироваться от дела, заявив нам, что облизбирком не является источником данной информации. «Работники прокуратуры в облизбирком не обращались, и я не в курсе того, что сейчас происходит по 8-му округу», — сказал он. Относительно же скачкообразно меняющихся цифр по ЛДПР (их использовали и коммунисты) Е. Покровский заметил: «16 октября я предложил представителю КПРФ назвать официальный документ облизбиркома, где бы фигурировали эти цифры, но он не смог мне ответить». Кроме того, подобная информация, по его мнению, может нанести ущерб имиджу законодательного собрания региона.
Председатель облизбиркома в разговоре с нами не сказал прямо, что ему представляется сомнительным обоснование данного уголовного дела, но отметил, что занимается им уже второй следователь по счету. В качестве примера не вполне понятных, по его мнению, действий правоохранительных органов он привел случай в Трусовском Центральном округе, когда Трусовская прокуратура собиралась возбудить дело по факту якобы имевшей место попытки незаконного вскрытия опечатанной комнаты с бюллетенями, однако ничего подобного в реальности, по его словам, не было.