Очевидное-невероятное
Виноватыми в пожаре на Москве-реке делают простых москвичей и городские коммунальные службы. А в «Транснефти», допустившей масштабную утечку топлива, делают все, чтобы уйти от ответственности
МЧС назвало причину резонансного пожара на Москве-реке 12 августа. «Установлено, что источником возгорания явилось неосторожное обращение с огнем при термическом приготовлении пищи», - говорится в сообщении ведомства. То есть, как и предполагало наше издание, пожар начался от неосторожного обращения с огнем любителей пожарить на пленере шашлычок «после мирного дня трудового».
Глава столичного МЧС Илья Денисов отлично сыграл роль Капитана Очевидности. Действительно, возгорание началось на берегу. Наверное, выпал уголек из мангала или банально загорелась трава от окурка. Хотя, скорее всего, сработал третий вариант. Но о нем чуть позже. А пока давайте, в отличие от МЧС, подумаем. Если у вас под ногами, во время жарки шашлыка загорелась сухая трава, потому что на нее упал окурок, спичка или уголек, то затоптать ее в данной ситуации – раз плюнуть. И пожара не будет ни при каком раскладе. Скорее всего, было по-другому: в реку(!) полетел либо окурок, либо еще горящая спичка. И это совершенно логичный, пусть и неправильный с точки зрения морали и экологии, поступок: вода все затушит. Люди, стоявшие у мангала, в пожаре не виноваты.
Но в Москве-реке была не вода – именно в этом и кроется настоящая причина! По вине владельцев трубопровода (структура «Транснефти») на поверхности оказались те самые нефтепродукты. И полыхнуло. Так что виноваты в Марьинском пожаре именно владельцы трубопровода. Ну представьте себе: у вас дома газовая водогрейная колонка. Вы себе мирно моетесь, и вдруг посреди процесса на форсунку из магистрали вместо газа начинает идти керосин. Ну краны перепутали где-то там или еще что. Вы горите. А потом МЧС вам говорит: «А чего это вы правила обращения с огнем нарушили?» Так же и здесь.
Зададимся вопросом: отчего могли полыхнуть 100-150 метров травы вдоль берега, о которых сразу после пожара сообщала МЧС? Да оттого, что на нее перекинулось пламя с воды. Посмотрите внимательно на видео пожара, загорелось не на берегу и даже не на воде, а в одной точке, причем в воздухе. Так что никто, если быть честным, правил обращения с огнем не нарушал и траву на берегу не жег. Загорелись пары в воздухе и пленка на воде. То есть фракции нефтепродуктов, вытекших из трубопровода, как мы теперь понимаем, принадлежащего компании, входящей в структуру «Транснефти». Хотя в день аварии ее пресс-секретарь Игорь Демин всячески открещивался от инцидента.
Диспозиция сил, причастных к пожару в Марьино и его расследованию, сегодня такова. На одной стороне почти очевидные виновник, «Транснефть», которой по каким-то причинам усиленно помогает МЧС. Сотрудники ведомства г-на Пучкова вольно или невольно искажают ситуацию по всем важнейшим пунктам, начиная от места возникновения пожара до ответа на вопрос «почему такое случилось на водной артерии столицы». А это – главный вопрос.
Противостоит «Транснефти» правительство Москвы. Такая реакция столичных властей вызвана во многом неудачной попыткой компании переложить ответственность за инцидент на городские службы. Заммэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков назвал обвинения представителей «Транснефти» «несостоятельными». «Участок, где было возгорание, на 200 с лишним метров выше по течению, нежели тот коллектор, который идет с МНПЗ», - пояснил он. Ущерб от него, по предварительным подсчетам, составил 30 млн рублей.
Заммэра также рассказал, что сразу после аварии и пожара специалисты департамента топливно-энергетического хозяйства и главного управления МЧС по Москве осмотрели перекачивающую станцию и обратили внимание на то, что на двух нитках, перекачивающих бензин, из шести давление ниже нормально допустимого. Бирюков пояснил, что вместо положенных по нормативу 4,9-6 атмосфер в двух трубопроводах давление составляло около 1 атмосферы.
«Сразу было видно, в чем причина. Видимо, где-то произошла разгерметизация трубопровода», - подчеркнул он. Кроме того, глава комплекса ЖКХ сообщил, что накануне утечки и пожара АО «Мостранснефтепродукт» попросило МНПЗ остановить перекачку нефтепродуктов.
Точку в этом вопросе должна поставить специальная комиссия, созданная городскими властями. Пока она обещает озвучить к 18 августа все версии возгорания. «Транснефть» получила 5 дней на то, чтобы включить весь свой лоббистский ресурс и заглушить проблему. Кто окажется сильнее – Собянин или Токарев? Скоро увидим.