Кто третий в Gunvor
Владимир Путин или его люди не являются совладельцами нефтетрейдера, объявила компания. Зато у нее есть таинственный миноритарий
Мажоритарные акционеры Gunvor, крупнейшего торговца российской нефтью, — ее основатели Геннадий Тимченко и Торбьорн Торнквист. У них есть еще младший партнер, некий миноритарий, чье имя компания держит в секрете. Об этом в письме в редакцию британской газеты The Guardian сообщил Торнквист. Но этот партнер не Путин: российского президента и связанных с ним людей среди совладельцев нет, подчеркнул тот.
Тимченко действительно знал когда-то Путина, еще до того как тот «стал знаменитым», указывает совладелец Gunvor. Но к службе в КГБ это знакомство отношения не имело, утверждает Торнквист, и совместного бизнеса у старых знакомых нет.
Торнквист написал письмо в ответ на публикацию The Guardian по мотивам беседы с российским политологом Станиславом Белковским. Тот утверждает, что Путин «контролирует» не менее 75% Gunvor плюс 37% акций «Сургутнефтегаза» и 4,5% «Газпрома». И в целом все активы, которые пусть и не принадлежат президенту де-юре, стоят минимум $40 млрд. А Путин ими фактически управляет и может получать доход. А только чистая прибыль Gunvor должна составить в 2007 г. $8 млрд при обороте $43 млрд, добавила газета со ссылкой на оценки отраслевых экспертов.
«Я бы хотел, чтобы это было так, но правда в том, что наши прибыли исчисляются сотнями миллионов долларов, а не миллиардами», — пишет в ответ Торнквист. Рентабельность Gunvor не может быть на порядок выше, чем у других игроков рынка, добавляет он.
Gunvor — крупнейший экспортер российской нефти, через нее проходит треть морских поставок нефти (весь экспорт — около 260 млн т в 2006-2007 гг.) и нефтепродуктов за рубеж, говорится на сайте компании. Трейдер торгует нефтью «Сургутнефтегаза», «Роснефти», «Газпром нефти» и ТНК-ВР. У одного из основателей — Тимченко «отличные контакты, потому что он русский и давно работает в нефтяной отрасли», объяснял такой успех Торнквист в октябрьском интервью Reuters. Вчера получить комментарии представителей Gunvor не удалось — в Европе празднуют Рождество. А источник, близкий к руководству трейдера, говорит, что впервые слышит о третьем партнере. Он всегда считал, что совладельцев у Gunvor два — Тимченко и Торнквист.
А Белковский настаивает на своей правоте: «Я никогда не заявлял, что Путин — владелец, он фактически контролирует эти активы без четкого юридического статуса». Данные он собирал последние 2,5 года. В том числе документальные, но какие, не уточняет. «Если я не прав, ничто не мешает президенту воспользоваться гражданским правом и оспорить все заявления в суде», — говорит Белковский, добавляя, что готов и там защищать свою позицию. Впрочем, то, что таких исков еще не было, совершенно не значит, что Белковский прав, возмущается источник в администрации президента. «Такая логика абсурдна», — считает собеседник «Ведомостей» в Кремле.