130 тысяч на экране
Венецианский фестиваль открылся киноэпопеей
Вчера фильмом Джо Райта "Искупление" открылся юбилейный Венецианский кинофестиваль, которому исполняется 75 лет - он считается праотцом всего кинофестивального движения в мире.
На торжественную премьеру прибыли, кроме режиссера, звезды этого большого эпического фильма - Кейра Найтли, Ванесса Редгрэйв, Ромола Гараи, Джеймс Макэвой. Картина поставлена по увенчанному многими престижными литературными премиями роману Иэна Макьюэна, и она уже объявлена главным событием киногода - новыми "Унесенными ветром". Роман считают подобием британских "Войны и мира": его действие начинается в середине 30-х годов ХХ века в роскошном имении героев и опрокидывается в кошмары Второй мировой войны. Задачу перенести его на экран режиссер называет самой трудной за всю его практику: "Книга - собрание символов, которые складываются в связную историю уже в голове читателя". Ему вторит писатель: "Эта работа разрушительная: превратить 130 тысяч слов книги в 25 тысяч слов сценария! Книга для кино трудная: действие происходит главным образом в интерьерах, а больших эффектных сцен, казалось бы, нет".
Однако режиссер, за плечами которого опыт успешного фильма "Гордость и предубеждение", сумел на базе этого сюжета сделать масштабную многофигурную фреску. Для съемок были привлечены огромные массовки: в ролях британских и немецких солдат снимались рыбаки из Гримсби, громадного рыбоперерабатывающего комплекса, в доках и цехах которого были воспроизведены сцены военных баталий. Фильм прошел с большим успехом, и он заслуживает более подробного рассказа.
А свои рабочие просмотры венецианская Мостра открыла внеконкурсной лентой Алексея Балабанова "Груз-200". Она шла при почти пустом зале: журналисты в эти минуты еще только приземлялись в аэропорту Сан-Марко, любители кино еще не прибыли, активно шла аккредитация и продажа билетов на фестивальные просмотры. Нет пока и отзывов прессы.
Юбилейный фестиваль открывается в обстановке повышенной нервозности. Обещают ввести суровую систему допуска на сеансы: тройной контроль, никаких сумок и тем более аппаратуры, которая может послужить пиратам: звукозаписывающих устройств и даже фотоаппаратов. Свою лепту внес и ближайший конкурент Венеции, новорожденный Римский международный кинофестиваль: он объявил, что сам Коппола предпочел Венеции Рим и свою новую картину отдал молодому киносмотру. "Фестивали стали архаикой, - заявил маститый режиссер. - Все эти конкурсы стали развлечением для снобов. Вот Рим - другое дело: настоящий демократический фестиваль для широкой публики".
Действительно, в отличие от Каннского и Венецианского смотров, предназначенных главным образом для профессионалов, Рим расплескивает кинопраздник на весь огромный город, от его крупнейших залов до кораблей на Тибре.
Венеция отвечает обещаниями построить взамен устаревших залов новый дворец фестивалей, ей вроде бы уже обещана мощная государственная поддержка. Но этим обещаниям уже много лет.
Единственный российский фильм в главном конкурсе венецианской Мостры - "12" Никиты Михалкова - будет впервые показан здесь 7 сентября.