Новый король спринта
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА ЧЕМПИОНАТ МИРА
Вчера чемпионом мира на стометровке стал американец Тайсон Гэй с результатом 9,85. Его основной конкурент, мировой рекордсмен Асафа Пауэлл с Ямайки, занял лишь третье место, уступив серебро Деррику Аткинсу с Багамских островов.
НАКОНЕЦ-ТО ИНТРИГА!
Понравиться рекордсмену мира ямайцу Асафе Пауэллу в Осаке можно было лишь при двух условиях. Первое - запрятать подальше журналистскую аккредитацию. Второе - никогда и ни под каким предлогом не упоминать имени Тайсона Гэя.
Если выражаться дипломатично, то Пауэлла вопросами про Гэя здесь просто замордовали. Подозреваю, что сам ямаец этого Тайсона, которому и так не повезло в жизни с именем и фамилией (а вернее, с их сочетанием), люто ненавидит. Причем это чувство наверняка взаимное. И хотя "для прессы" и тот и другой продолжали тщательно подбирать слова и даже отдельные буквы, их нервы были натянуты как струна. И это добрый знак большой интриги, о которой в мужском спринте, откровенно говоря, стали забывать.
Последний раз противостояние двух спринтеров на чемпионатах мира держало в напряжении весь легкоатлетический бомонд в далеком уже 2001-м, когда в Эдмонтоне сошлись Морис Грин и Тим Монтгомери. Два года спустя все было по-другому. Парижский спринт если чем и запомнился, то явно не бегом победителя Кима Коллинза из островного государства Сент-Киттс и Невис за 10,07. Скорее талантливой клоунадой Джона Драммонда в одном из предварительных забегов: американца после второго фальстарта сняли "с пробега", а тот вдруг улегся посреди дорожки. Кстати говоря, мало кто об этом сейчас помнит, но фальстарт тогда обнаружили у двух спринтеров. Вторым неудачником стал... Асафа Пауэлл. Мировое же первенство в Хельсинки в 2005-м выиграл в одну калитку Джастин Гэтлин (Пауэлл снова оказался вне игры - надорвал накануне чемпионата паховую мышцу). Было, конечно, между ними еще сумасшедшее олимпийское противостояние, в котором сразу пять атлетов "выбежали" из 10 секунд, но Олимпиада есть Олимпиада.
В этой ситуации полное отсутствие в этом сезоне очных поединков между Пауэллом и Гэем сыграло всем только на руку - градус противостояния постоянно подогревался. "Я угадаю эту мелодию с четырех нот", - будто заявлял мировой рекордсмен. "А я с трех. Да еще с мировым рекордом!" - отвечал на это Гэй. Ну и так далее.
ФИНИШ С УЛЫБКОЙ НА УСТАХ
Предварительные забеги оба фаворита миновали лихо. Их преимущество над остальными было столь велико, что они фактически бросали бежать на последних метрах. На этой же стадии стометровка неожиданно потеряла одного из наиболее опытных бойцов - серебряный призер афинских Игр Фрэнсис Обиквелу был дисквалифицирован за фальстарт.
- Забеги прошли, как я и предполагал. Все идет по плану. По моему плану, - уверенно бросил репортерам Пауэлл.
- Вылет Обиквелу, конечно, наложил свой отпечаток, - оправдывал Гэй свой медленный старт в четвертьфинале. - Я решил не рисковать и немного задержался в колодках. Но для того чтобы победить Пауэлла, мне нужно будет стартовать гораздо быстрее.
Вчерашним вечером на стадионе "Натай" собрался весь легкоатлетический бомонд, в том числе великие спринтеры прошлых лет - Валерий Борзов и Карл Льюис. По соседству с олимпийским чемпионом Мюнхена расположились другие легендарные легкоатлеты - Игорь Тер-Ованесян и Майк Пауэлл. Чемпион мира-91, человек, побивший казавшийся вечным рекорд Боба Бимона, не колеблясь, отдал предпочтение своему однофамильцу. Причем, по словам Пауэлла, победитель должен был "выбежать" из 9,80. Иными словами, замахнуться на мировой рекорд - 9,77!
Минут за двадцать до стартового выстрела телекамеры включили картинку из раздевалок. Честное слово, было отчетливо видно, что Асафа "горит". Он метался по раздевалке, а когда столкнулся нос к носу с Гэем, сделал вид, что перед ним пустое место. Американец, показалось, даже несколько обиделся. Мол, ты чего это, парень?
К большому удивлению, даже такая яркая вывеска, как мужской спринт, не сумела собрать полные трибуны в Осаке. Зато пришедшие зрители прекрасно понимали статус стометровки в этом виде спорта. За несколько секунд до старта стадион впервые за весь день полностью замолчал так, что стало слышно легкое поскрипывание стартовых колодок.
Обошлось без фальстарта, и Пауэлл с помощью гигантских махов стал набирать скорость. Первые метров 40 он преодолел с преимуществом в корпус над Гэем, однако затем у ямайца словно замкнуло коробку передач, он стал мельтешить и потерял победный темп. Какое-то мгновение - и вот уже из-за спины Пауэлла вырвался сначала Гэй, а затем и Деррик Аткинс. За 20 метров до финиша все было кончено, и первый свой чемпионский титул Гэй завоевывал с широченной улыбкой на губах. Какой там мировой рекорд! Куда важнее была уверенная победа над заклятым конкурентом.
ГЭЙ НАЗВАЛ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И СЕБЯ, И ПАУЭЛЛА
Самый оригинальный комментарий финалу дал Пауэлл. "Сначала я лидировал, но потом перестал лидировать, а Тайсон опередил меня и прибежал первым". Тут самое бы время поставить жирную точку, потому что все на самом деле так и произошло, однако все же предоставим слово и другим. Аткинс, понимая, кто в действительности являлись главными действующими лицами пресс-конференции, в бутылку не лез, ограничившись тезисом о том, что своим серебром он принес славу Багамским островам. Гэя, конечно, забросали вопросами.
- Сегодня произошло то, о чем я так долго мечтал, - заявил новый чемпион мира. - Но я бы хотел назвать победителями нас обоих. Асафа по-прежнему остается рекордсменом мира, и нам по-прежнему предстоят постоянные сравнения друг с другом.
- Какова ваша цель на 200-метровке?
- Уф, пока не знаю. Дайте сначала от 100 м отойти. Надо помассироваться как следует, отдохнуть. Во вторник, наверное, начну тренироваться. В принципе ментально я готов к 200 м. Проблема в другом. Против меня выйдут свежие ребята, каждый из которых голоден до золота.
- Чего вы ждете от Олимпийских игр в Пекине?
- Я просто их жду. Участие в Олимпиаде всегда было моей мечтой. В Афины я так и не попал, не сумев пробиться через отборочное сито внутри национальной сборной. У меня вообще в жизни было много взлетов и падений. Возможно, даже больше, чем нужно. Сейчас хочется стабильности в результатах.
- Вы всегда говорили о том, как важен вам титул чемпиона. Теперь он у вас есть. Что дальше?
- Да масса всего. Вы неправильно меня поняли, я не был зациклен на чемпионате мира. Просто это действительно уважаемый во всем мире титул. Теперь передо мной открыты все возможности. В конце концов, есть еще мировой рекорд. И он пока принадлежит не мне. Мотивацию, кто бы что ни говорил, всегда найти нетрудно. Сложнее оставаться сфокусированным на легкой атлетике, ведь я осознаю, что с сегодняшнего дня меня будут рвать на куски.
Чемпионат мира. Осака (Япония). 26 августа.
Мужчины. 100 м (ветер - 0,5 м/сек.). 1. Гэй (США) - 9,85. 2. Аткинс (Багамы) - 9,91. 3. Пауэлл (Ямайка) - 9,96. 4. Фасуба (Нигерия) - 10,07. 5. Мартина (Антильские Острова) 10,08. 6. Девониш (Великобритания) - 10,14. 7. Осовникар (Словения) - 10,23. 8. Бернc (Тринидад и Тобаго) - 10,29.