Сомневающихся в пользе Крыма стало больше
По данным Левада-Центра, каждый третий россиянин положительно относится к возможному распаду Украины
Социологи фиксируют некоторое уменьшение эйфории россиян по поводу присоединения Крыма. И хотя большинство все еще радуется прошлогоднему решению, доля тех, кто сомневается в его правильности, медленно, но постоянно растет. Об этом свидетельствует свежий опрос Левада-Центра. Распад Украины сейчас приветствовало бы чуть менее трети респондентов, тогда как год назад они составляли лишь четверть опрошенных.
Год спустя после присоединения Крыма патриотический накал начинает спадать. В сравнении с мартом 2014-го число испытывающих чувство торжества справедливости снизилось с 31 до 28%, радость – с 19 до 14%, гордость за страну – с 34 до 32%, одобрение – с 47 до 44%. По каждому показателю изменения вроде бы и небольшие – в пределах статистической погрешности, но главное, что они идут вниз постоянно. А еще 12% заявили социологам, что не испытывают по поводу этого события никаких особых чувств. Год назад сказать такое о Крыме позволили себе лишь 7%.
С 62 до 55% в сравнении с мартом прошлого года снизилось и количество тех, кто считает, что за действиями российского руководства в отношении Крыма и Украины стоит стремление защитить русское население. С 39 до 33% уменьшилось и число сторонников той версии, что это было «стремление навести порядок и стабилизировать ситуацию в условиях политического хаоса и безвластия в Украине». А вот с 32 до 40% выросло понимание, что все дело в «стремлении восстановить историческую справедливость, вернуть России ее территории». С 9 до 14% возросла доля респондентов, уверенных, что за присоединением полуострова стоит «растущий авантюризм российской власти, стремящейся отвлечь население от реальных социальных и экономических проблем, коррупции, недовольства властями в самой России». О том же, что Россия возвращается к своей традиционной роли великой державы, утверждает свои интересы на постсоветском пространстве, теперь думают не 79, а 72% опрошенных. Стоит отметить, что на вопрос о подноготной «русской весны» людям можно было давать сразу несколько ответов.
Тех, кто считает историю с Крымом «непоправимой ошибкой», по-прежнему 6%. Доля называющих это «большим достижением российского руководства» снизилась с 85 до 81%. Люди, вошедшие в эту разницу, видимо, перетекли в группу затруднившихся ответить – теперь их 13%, а не 9%, как в прошлом марте. Кстати, тогда, сразу после референдума, 27% настаивали на том, что последствия присоединения Крыма будут «исключительно позитивными». 46% высказали мнение о «скорее позитивных последствиях». 13% сказали об исключительно негативных и скорее негативных. 3% посчитали, что последствий не будет, а каждый 10-й затруднился с ответом. Сейчас о «скорее позитивных последствиях» говорят 50% респондентов, а абсолютных оптимистов стало меньше на восемь пунктов, в марте нынешнего года их только 19%. Между тем до 17% выросло число ожидающих «исключительно негативных и скорее негативных» последствий.
Платить за Крым из своего кармана треть россиян (32%) «совершенно не готовы». Почти столько же (34%) заявили, что в какой-то мере готовы нести это бремя в виде ограничения роста зарплат и пенсий, сокращения социальных программ и роста цен. 5% заявили о готовности «в полной мере» заплатить такую цену за присоединение, 11% – «в значительной мере». В марте прошлого года о готовности взять на себя полную и значительную меру такой платы заявляли 7 и 19% опрошенных соответственно.
Любопытно, что за прошедший год вдвое увеличилось (с 18 до 40%) число тех, кто считает русских и украинцев разными народами. Большинство (52%) пока придерживаются противоположного мнения, хотя в марте 2014-го это говорило аж 79%. В целом уверенно выросло количество тех, кто высказывается о возможности распада Украины «целиком положительно» (7%) и «скорее положительно» (25%). Большинства, впрочем, у отказывающихся от братских чувств и здесь нет – «резко отрицательно» и «скорее отрицательно» о распаде соседней страны ответили 38% респондентов. Почти столько же – 30% – с ответом затруднились.
Гендиректор Левада-Центра Лев Гудков подчеркивает, что свежие данные свидетельствуют о явном спаде эйфории по поводу Крыма – и это уже не погрешность в опросах, а четко прослеживающийся тренд: «Речь идет об окончании патриотического пузыря, который начался год назад с аннексии Крыма. Сейчас стали очевидны негативные последствия, и это дает очень серьезное основание для беспокойства – пока для определенной части населения. Это начало сказываться на систематическом снижении всех показателей, включая одобрение деятельности президента Владимира Путина и доверия к действиям власти в целом».
«Эффект присоединения Крыма для большинства работает по-прежнему. Но, если брать данные за год, заметно, что патриотическая эйфория несколько подсократилась, – сказал «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Выросло количество сомневающихся в экономических приобретениях от присоединения Крыма. И это логично». Эксперт отмечает, что если год назад преобладал шовинизм, и большинство отказывало украинцам в праве на собственную национальную идентичность, то сейчас количество тех, кто считает, что мы с украинцами два разных народа, резко выросло: «Однако это мало отразилось на отношении к украинской государственности. Треть опрошенных положительно относятся к возможности распада Украины. Говорить о братских чувствах в такой ситуации затруднительно. Но любопытно, что значительная часть людей, радующихся присоединению Крыма, не готова оплачивать выравнивание социально-экономического положения полуострова и России из своего кармана».