Однако, «Роснефть»…
Нефть из дырявого нефтепровода уже неделю заливает окрестности Нефтеюганска. Владелец трубы, «Роснефть», заявляет о том, что «ничего страшного не произошло»
Однако, произошло, хочется ответить журналисту и вице-президенту «Роснефти» Михаилу Леонтьеву, комментарий которого по ситуации выглядит так. «Разлив произошел не сейчас, а где-то неделю назад, и он был небольшой совсем. Но потом пошли дожди, и в результате часть нефти попала в водоем. И там везде буи, оцеплено, идет сбор нефти, и, к сожалению, поскольку это не нефть уже, а такая жидкость, пленка, то быстро собрать ее сложно, неделю будем собирать, все соберем. Ничего страшного, такого безумного, не произошло, мы знаем, что, к сожалению, очень значительная часть старой нефтяной инфраструктуры в районах добычи изношена...». К этим словам мы еще вернемся.
Так что же случилось в окрестностях Нефтеюганска? Авария произошла буквально в 1 километре от города, на одном из нефтепроводов Усть-Балыкского месторождения, принадлежащего дочерней структуре «Роснефти», ООО «РН-Юганскнефтегаз». Ситуацию усугубляют паводки – нефтяная пленка покрыла большие площади. Вот так выглядят подтопленные окраины с воздуха, пленка видна хорошо. По предварительным данным Минприроды РФ, уровень загрязнения в районе аварии превышает норму в 7 раз, по факту аварии возбуждено дело об административном правонарушении. Последствия нефтяники обещают ликвидировать то ли до 2, то ли до 15 июля.
Вопрос только, что понимать под последствиями? Местное население в шоке: пары испаряющейся нефти стоят в воздухе, чувствуется горечь во рту. Десятки людей не знают, что теперь делать со своими огородами – земля покрыта слоем воды, перемешанной с нефтью. В водоемах погибла рыба. И апофеоз того, от чего Михаилу Леонтьеву совсем не страшно: вот такая вода течет теперь из кранов в квартирах горожан. Это не катастрофа? Не бедствие?
Однако, вернемся к словам официального комментария «Роснефти» по событиям. Вице-президент компании, по сути, признал, два важных момента: что нефтяной гигант скрывает информацию о подобных происшествиях и что компания не вкладывает средства в своевременный и качественный ремонт производственной инфраструктуры.
Подтверждением этих слов служит аналогичная ситуация на Сахалине. В марте-мае этого года на принадлежащих другому дочернему предприятию «Роснефти», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», произошли две серьезные аварии , в результате которых нефть вылилась в залив Эхаби, служащий место рыбного промысла, а также обитания редких видов птиц. И точно так же в компании об аварии молчали больше недели, а последствия не могли ликвидировать больше месяца. И точно так же, как и в Нефтеюганске, преуменьшали ее масштабы – якобы вылилось всего 180 литров «черного золота». Однако руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын считает, что ситуация принципиально иная. Вряд ли для очистки такого количества нефти нужно 9 единиц тяжелой техники и целая вереница самосвалов. Лисицын также отметил, что подобные утечки происходят регулярно, но не все их удается придать огласке. Так, в 2010-2012 годах общественный экологический контроль неоднократно указывал на аналогичные утечки и разливы с попаданием нефти в залив Эхаби на том же нефтепромысле.
А в начале мая произошел еще один прорыв уже на внутрипромысловом нефтепроводе на месторождении «Монги» в Ногликском районе. Причем недавно отремонтированном. В результате нефть попала в протекающую рядом речку Нельбуту, которая впадает в центральную часть Ныйского залива Охотского моря. Нефтяной разлив находится на северной окраине поселка Горячие Ключи, буквально в 200-300 метрах от широко популярных на Сахалине Дагинских термальных источников, которые являются региональным памятником природы.
Кстати, по официальным данным, ежегодные потери нефти в трубопроводах «Роснефти» составляют порядка 700 000 тонн. Куда-то она девается, в том числе в землю, реки и моря.
События в Нефтеюганске в очередной раз показали нехитрую бизнес-философию компании – желание до крайности, в ущерб здравому смыслу и безопасности тысяч людей, минимизировать расходы ради сверхдохода, плюс неистребимую привычку ее менеджеров не докладывать о неприятностях «наверх» в надежде, что «обойдется». Однако, «Роснефть»…