Битва за дороги
Где присутствуют большие деньги – там неизбежно возникает и коррупция. За последние пять безмятежных лет, когда государство щедро и практически бесконтрольно отпускало средства на самые различные региональные проекты, этот недуг в той или иной мере поразил почти все сферы российской экономики.
Много где сложились устойчивые «приватные» структуры, конгломераты, ориентированные на освоение бюджетов государственного дорожного фонда, фонда ЖКХ и прочих госсредств – в свою, разумеется, пользу. По понятным причинам эти коммьюнити самоорганизовались как предельно закрытые, частные «клубы»: попасть в них кому-либо со стороны просто невозможно. Зато и наружу не выходит никакая информация.
Пожалуй, самым проблемным сектором оказался строительный – строительный, и автодорожный в частности. Строительство мощной разветвленной сети качественных автобанов по всей стране – давно уже в числе приоритетов федеральной власти, бюджет отрасли – колоссальный. Надо понимать, что и «откатно-распилочный» бюджет имеет соответствующие пропорции. До недавних пор негласный профсоюз строителей-автодорожников считался одним из самых мощных и опасных. С ними старались не конфликтовать – даже на федеральном уровне. Однако, пришлось начать, поскольку условия изменились. Пришлось выбирать – или реально строить дороги, или продолжать кормить тех, кто застолбил себе место у кормушки. Возможность заниматься тем и другим, с учетом съежившегося бюджета Дорожного фонда, осталась в прошлом.
Одним из первых, кто решился поломать «неприкасаемые» схемы и пойти на конфликт, стал губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, приведший к управлению регионом свою команду в 2012-м году. Они попытались приоткрыть замкнутый мир строительного подряда области для сторонних подрядчиков, навести порядок внутри него, минимизировать фиктивные расходы, законопатить по возможности коррупционные лазейки… В принципе, все знали, на что идут, и к отпору были морально готовы. Но мощь контрреакции старого «клуба» новые управленцы все же недооценили.
Непричастных, кажется, не осталось вовсе. Региональные СМИ, подконтрольные бизнесу и силовикам, вроде газеты «Иркправда», печатают гневные пасквили против правительства, упрекая его в поголовной коррупции (даром, что прежняя коррупция их нимало не беспокоила). Сопричастные «золотому миллиарду» строительные фирмы, вроде «Нового города», организовывают «стихийные» митинги иркутян, направленные на отставку губернатора. Вся эта активность исправно транслируется за пределы области – с расчетом показать слабость действующей власти, необходимость ее замены… Конечно же, как легко догадаться – на кого-либо из своих, проверенных.
Венцом всей этой активности стал арест местным УФСБ министра промышленной политики и лесного комплекса области Кирилла Торопова: ему инкриминируется хищение госсредств на сумму около 12 миллионов рублей. То, что из документов не прослеживается личная корысть Торопова, а деньги уплыли до его вступления в должность, никого особо не смущает. Нет и суда – вот уже более 2,5 месяцев, что не укладывается ни в какие законодательные рамки. Складывается впечатление, что этот арест – не более чем последний грозный намек и опальному министру, и его действующему руководителю: давайте договоримся миром, пойдем на компромисс…
Но компромисса не будет. Пойти на компромисс здесь значило бы – поддаться на шантаж, и тем самым подать недвусмысленный сигнал всем прочим, раскиданным по России во множестве «клубам единомышленников: шантажировать – можно, дело выигрышное. Возникшую вследствие этого цепную реакцию представить себе нетрудно, ее катастрофические последствия – тем более. Смеем предположить, что на высшем федеральном уровне это понимают. И не вмешиваются только потому, что губернатор, теоретически, должен самостоятельно справляться с проблемами своего региона.
А там видно будет.