О чем молчит Евгений Дод
Глава энергетического гиганта тратит огромные усилия и средства на создание личного позитивного имиджа. Однако никакой PR не поможет скрыть системные просчеты и непрофессионализм руководства «РусГидро»
О том, что за победными реляциями о состоянии российской энергетики скрываются весьма тяжелые проблемы, причины которых, во многом, связаны с ее руководителями, «Общая газета» писала неоднократно . Вспомним 17 августа 2009 года и аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. 75 погибших, огромное количество уничтоженного оборудования. Тогдашний глава МЧС Сергей Шойгу сравнил ее по влиянию на экономику с чернобыльской аварией. Несколько специальных комиссий, помимо Следственного комитета, занимались расследованием причин. Напомним, что принадлежит СШ ГЭС ОАО «РусГидро». Возглавляет которое Евгений Дод.
Никто ни в чем не виноват?
«Вследствие многократного возникновения дополнительных нагрузок переменного характера на гидроагрегат, связанных с переходами через не рекомендованную зону, образовались и развились усталостные повреждения узлов крепления гидроагрегата, в том числе крышки турбины. Вызванные динамическими нагрузками разрушения шпилек привели к срыву крышки турбины и разгерметизации водоподводящего тракта гидроагрегата» - так объяснила причину аварии комиссия Ростехнадзора.
«Авария на СШГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции». А это уже вывод Парламентской комиссии.
Условно виновными объявили 19 человек. На волне смены топ-менеджмента к руководству «Росгидро» привели Евгения Дода.
Почему мы вспомнили про Саяно-Шушенскую ГЭС? Потому, что на днях Евгений Дод совершал поездку по Сибири. И пиарщики «РусГидро» решили красиво рассказать о том, как у их руководителя слово не расходится с делом. Поставили соответствующую статью, даже не в рекламную рубрику, популярной газеты. Но вышло чрезмерно слащаво и фальшиво. Чего стоит, например, пассаж об «энергичном и жестком лидере, способном обеспечить восстановление станции в сроки, установленные правительством». Или слова о том, что восстановление СШ ГЭС произошло за счет собственных средств компании. Спрашивается, а из какой тумбочки брало «РусГидро» деньги? То-то же. А как вам такой перл – «в разговорах с журналистами Дод всегда подчеркивает свою скромную роль «солдата государства»? Большей пошлятины давно читать не доводилось – того и гляди, в следующей статьей напишут про «великого и простого», а там, глядишь, места у кремлевской стены затребуют. Для последнего упокоения. Непрофессионально это, господа пиарщики «РусГидро».
Загорский провал
В отличие от пятигорского Провала загорский провал, к которому Евгений Дод имеет самое непосредственное отношение, таки провалился. Давайте освежим события.
После аварии на СШ ГЭС прошло три с половиной года, когда в середине февраля 2013-го, на очередном заседании правительственной комиссии по ТЭК Владимир Путин решил с Евгением Додом поговорить. Не о ходе работ на электростанции, а по другим вопросам. Вот эта беседа:
Владимир Путин: «На эту стройку (речь идет о строительстве Загорской ГАЭС-2 – прим. ОГ) было 12 миллиардов направлено, из них 6 миллиардов — на «Гидрострой» перечислено, как на подрядчика генерального, потом «Гидрострой» заключил субподрядный договор с рядом компаний, штатная численность которых не превышает двух человек, рабочей силой, автотранспортом и оборудованием не располагают. Евгений Вячеславович, это ваша контора».
Дод сказал, что это старые договоры, заключенные в 2005–2006 годах. А по ситуации в отношении «Гидростроя» идет сотрудничество с Министерством внутренних дел.
Владимир Путин: «Министерство внутренних дел неоднократно направляло предложения «РусГидро» выступить в качестве потерпевшей стороны. До настоящего времени никакой реакции нет».
Дод заявил, что «официальных предложений в «РусГидро» не приходило» по «Гидрострою».
Владимир Путин: «Вы сейчас понимаете, что говорите, или нет? Официальных предложений вам не приходило: Да вы должны зубами там вырывать все эти деньги».
Евгений Дод: «Как только сигнал пришел, Владимир Владимирович, внутри разобрались и сейчас это заявление подаем».
Владимир Путин: «Долго что-то вы очень разбираетесь. Миллиард у вас утащили, миллиард таким образом ушел на подставные конторы, где по два человека работают, а вы разбираетесь до сих пор и не считаете нужным защищать интересы компании».
Бледный вид, который имел Евгений Дод на этой встрече, к сожалению, подтвердил подозрения Президента. Наличие непонятных компаний сказались на качестве строительных работа на Загорской ГАЭС-2. В ночь на 17 сентября того же, 2013 года, в 22 часа 57 минут в машинный зал внезапно начала поступать вода. В течение нескольких часов произошло подтопление машинного зала и пристанционной площадки.
15 сотрудникам, находившимся в то время на площадке, удалось спастись. В результате осмотра места происшествия было установлено, что произошла осадка здания ГАЭС. Подтопление происходило через нарушенные деформационные швы и входные отверстия недостроенных водоводов. В итоге почти 10 месяцев на станции велись восстановительные работы, обошедшиеся в круглую сумму. Под здание было закачано 20 000 кубометров стабилизационного раствора. А оборудование не восстановлено и не заменено в полном объеме до сих пор. Общий ущерб от аварии был оценен в 10 миллиардов рублей (для сравнения – авария на СШ ГЭС стоила, по первоначальным оценкам, 7 миллиардов… Хотя сегодня в компании называют цифру 40 млрд). Но ситуацию с Загорской ГАЭС руководству «РусГидро» удалось замять. Тем более подходили новый год, Сочи, Украина… Такие серьезные новостные поводы.
***
В заключение, не растекаясь мыслию по древу, просто посмотрим, во что обошлось России пребывание Евгения Дода на посту главы «РусГидро». Мы не будем говорить про его шикарную недвижимость и иные моменты личного плана. Всего четыре параметра:
- капитализация холдинга уменьшилась в 2,5 раза
- операционная рентабельность снизилась с 65 до 50%
- долги компании выросли в 6 раз, с 22 до 177 млрд рублей
- доходы членов правления увеличились в 8 раз, с 5,4 до 43,7 млн рублей.
И это у нас в стране называют «эффективным менеджментом»?