Любимые и забытые
Похороны актрисы Татьяны Самойловой вновь обнажили проблему «старых актеров». Бывшие звезды отечественного театра и кинематографа, под конец жизни забыты коллегами по цеху, Минкультом, благотворительными фондами, государством, которому они приносили
О них помнят только зрители. И, чего греха таить, в последний путь аплодисментами их провожает именно обычный человек. Коллеги по киношному или актерскому братству скажут проникновенные слова, дежурно призовут творить добро пока человек жив, поклянутся никогда не забывать и – спокойно займутся своими делами.
В последние годы мы часто узнавали на похоронах великих, известных или просто всенародно любимых актеров о том, что многие из них под конец жизни страшно бедствовали, коротали дни в одиночестве, забытые чиновниками и бывшими коллегами, в первую очередь, теми, у кого есть деньги и связи. Теми, кто запросто вхож к Президенту страны.
Список любимых народом и забытых сильными мира сего велик. Актеры Нонна Мордюкова, Сергей Филиппов, Михаил Кононов, Георгий Вицин, Раднэр Муратов, Тамара Носова, Светлана Харитонова, Геннадий Бортников, телеведущая и диктор Валентина Леонтьева… Это из тех, кого вспоминаешь сходу. Вицин, у которого дома не было занавесок, а на окнах вместо них висели мешки(!), звезда комедии Носова (донна Роза из «Здравствуйте, я ваша тетя!»), питавшаяся под конец жизни в столовой для бомжей, Радик Муратов (Василий Алибабаевич), спавший на снятой с петель двери.
Теперь Татьяна Самойлова. Оставшись одна, она жила более чем скромно. Старость не подарок, особенно если она приходит не одна, а с бедой по фамилии Альцгеймер…
Незабываемая Вероника и Анна Каренина. Предельная обнаженность души и истовость образа. На панихиде Иосиф Кобзон рассказывал, что он всю жизнь любил ее, лил поток укоризн на головы киношников и чиновников. «И мне стыдно было, что ни руководство министерства культуры, ни Союз кинематографистов не могут обеспечить нормальную жизнь актрисе, принесшей славу нашему кинематографу. Я просил их – «помогите!». У нее не было денег на оплату квартиры, электричества» скорбел со сцены он.
Мне, например, непонятно: если ты любишь, пусть и платонически, человека, то помоги ему в трудную минуту. Тем более ресурс тебе спокойно это позволяет. Конечно, официальная зарплата у Иосифа Давидовича невелика – 3-4 млн рублей в год. Но его дома оценены в 260 млн рублей. Бизнес-империю певца в свое время питали небезызвестные фонды «Московит», АРТЭС, Ассоциация XXI век. Вспомните пресловутую «Лиат-Натали», этот совместный проект Кобзона с Шабтаем Калмановичем принес немалые деньги – фармацевтический бизнес один из самых прибыльных. Переработка нефти, металл, инвестиции, поставки продовольствия, водки, рекламный бизнес в столице – всем этим Иосиф Давидович занимался не один год. Не случайно, наверное, New York Times в свое время называла его «русским Фрэнком Синатрой». Уж с такими возможностями да не помочь любимой – совсем нехорошо.
Какое-то время назад в гости к Самойловой наведался коллектив телепередачи «Квартирный вопрос». Обшарпанная квартира звезды советского кино, открывшей миру наш кинематограф 50-х, поразила телевизионщиков. Они сделали ремонт гостиной, затем обустроили коридор и кухню. По иронии судьбы сюжет об этом прошел на ТВ за сутки до ее смерти. «Я, конечно, необычайно счастлива была, когда они мне позвонили и предложили отремонтировать комнату. У меня самой не то что на ремонт, даже на продукты и лекарства не хватает», чистосердечно и сильно смущаясь призналась звезда Каннского фестиваля, женщина, портрет которой писал Пикассо, а отпечаток ладони запечатлен на «звездной» набережной Круазетт.
Кстати, в 2008 году Самойлову пригласили в Канны на 100-летие российского кино и 50-летие фильма «Летят журавли». Денег на билет у нее не было, а союзы и гильдии кинематографистов, министерство культуры РФ палец о палец не ударили, чтобы помочь с решением вопроса.
Когда из окна шагнул незабываемый Фокс, Александр Белявский, его партнер по «Месту встречи», Станислав Садальский обратился к руководству Союза кинематографистов. У организации есть средства, она вполне может позволить себе оказывать помощь старым одиноким актерам. Не тут-то было! За Никиту Михалкова вступилась Гильдия актёров кино. В гильдии заявили, что фонд не участвует в жизни пожилых актёров, он выделяет средства в виде доплаты к пенсии (до 150 000 рублей ежегодно на всех нуждающихся), покупки лекарств, а также оплаты лечения и операций.
Никита Михалков человек небедный, опять же – придворный киномэн. Покупает акции бриллиантовых заводов, занимается бизнесом, в том числе за счет ресурса СК. Имеет отношение к бюджету… Есть еще Российский фонд культуры, которым также руководит Никита Сергеевич. Будучи главой Российского союза правообладателей, он получает 1% с каждого чистого диска и аудиозаписывающей техники, ввозимой в Россию. Это, чтоб понимать масштабы, примерно по 700 млн рублей в 2010 и 2011 годах и 1 млрд в 2012-м. Изыскать возможность для поддержки славы российского кино, за которое так ратует г-н Паратов, с этих миллионов можно было бы легко. Хотя бы 1,5%. Потому что помощь в размере 150 тысяч рублей в год – это, конечно, сильно, но явно недостаточно. Даже для одного человека. Чего уж там говорить про «всех нуждающихся».
Удивляет и позиция Минкульта России. Его глава Владимир Мединский занимается, по привычке, исключительно самопиаром (хорошо хоть перестал терзать публику откровениями на темы русской истории). И почему-то никому из них не приходит в голову простая мысль, что из тех 6,7 млрд рублей, что были выделены из бюджета на поддержку российского кинематографа в 2013 году, небольшую часть можно было направить на оказание адресной помощи ветеранам кинематографа. Хотя что тут странного. Гораздо проще прийти на траурное мероприятие в Дом кино и сказать что-нибудь о необходимости обеспечить достойную жизнь легендарным старикам…
«Одиночество и бедность стали бичом для меня. Но даже такая нищета не позволяет мне опуститься ниже плинтуса. Единственное, что меня спасает, - зрительская любовь» - сказала как-то Татьяна Самойлова. Она никогда не опускала моральную планку. В отличие от успешных чиновников и бизнесменов от кинематографа, чья совесть давно уже покоится за тем самым плинтусом.