Собачье дело
Количество нападений бездомных собак на людей неуклонно растет. Их жертвами становятся маленькие дети и пожилые люди. Службы отлова работают неэффективно, а зоозащитники обвиняют во всем… пострадавших. Где же выход?
В Пензе, 17 февраля, жертвой стаи беспризорных собак стала 80-летняя женщина. Она получила тяжелейшие травмы (собаки сорвали с неё скальп, сильно покусали) и долгое время была в коме. На следующий же день, 18 февраля, в 30 метрах от собственного дома в поселке Беркакит (Якутия) от клыков собак погибает 9-летний мальчик. Менее чем через месяц, 10 марта, опять же в Якутии (пос. Тикси), стая собак разорвала 9-летнюю девочку, возвращавшуюся из школы домой. 12 марта в Воткинске (Удмуртия) бездомная собака, к тому же страдавшая бешенством, покусала школьника, который направлялся домой. В эти же дни в Красноярске на учащихся школы №147 во время урока физкультуры напала стая бродячих собак, и только вмешательство взрослых помогло предотвратить трагедию. В подмосковном Одинцово около 30 человек ежемесячно становится объектом нападения бездомных животных. Общее количество погибших от зубов бродячих собак, последовавшее после отмены контроля их численности радикальными мерами и замены «стерилизацией и отпуском в естественную среду обитания», насчитывает не одну сотню. Нападений и травм – тысячи. Что же этому предшествовало? Попробуем разобраться.
Примерно 15 лет назад с Запада пришло и начало стремительно развиваться на территории России так называемое «Зоозащитное движение». Развернулась серьезная пропаганда негуманности отстрела собак. Мотивы - абсурдны и алогичны. Вот некоторые из них:
- «Не нам решать, кому жить, а кому умирать» (за свиней и коров мы решаем, а так называемые «зоозащитники» с чистой совестью кормят мясом этих животных своих собак);
- «это ранит психику детей» (9-летним детям, погибшим от клыков бродячих стай, уже ранить нечего);
- города – это «естественная среда обитания» бродячих собак (муниципалитеты и прилегающие к ним территории, где живут люди, в числе которых не только сильные мужчины, но и дети, беременные женщины, старики, инвалиды, естественной средой обитания хищных животных не может быть объявлено, так как они представляют прямую угрозу. Это противоречит конституционному праву человека на безопасную среду обитания).
Долгие годы активисты собакозащитных организаций саботировали службы отлова, устраивали пикеты, терроризировали СМИ и добились, наконец, того, что ситуация с собаками была пущена на самотек. Службы отлова функционировать перестали. Обычные граждане не обратили никакого внимания на принятие этих псевдогуманных программ. По поводу «зоозащитных» петиций, митингов и истерик, направленных против очистки улиц от бродячих собак, в лучшем случае смеялись, в худшем – поддерживали.
Взамен же была внедрена программа ОСВ (отлов-стерилизация-возврат в «естественную среду обитания»). Никто в то время не послушал ни биологов, ни кинологов, схватившихся в ужасе за голову. Только им было известно, видимо, что собаки вовсе не насилуют людей, а рвут клыками. А вот программа ОСВ удаление зубов никак не предусматривала.
Проходят годы. И за равнодушие к нарушению своих конституционных прав, за открытый экстремизм собакозащитников, открыто призывающих к насилию над теми, кто, отчаявшись, берет в свои руки проблему решения наличия беспризорных собак на улицах, приходится расплачиваться страшной монетой – жизнями людей. За гибель, травмы последних и уничтожение стаями бездомных собак другой городской фауны (белки, кошки, птицы с наземным типом гнездования в парках) ответственность брать никто не торопится – ни чиновники, ни собакозащитники, которые, к тому же, крайне неоднозначно реагируют на новости о покусах и смертях детей от стай бездомных животных. В лучшем случае – отмалчиваются, но на просторах интернета часто можно встретить заявления о том, что «собаки просто так никогда не нападут» и рассуждения о «плохой карме человека», который подвергся агрессии животных.
В Москве программа ОСВ закончилась в 2008 году трагедией – гибелью от клыков стаи собак Владимира Гайдаржинского, 55-летнего программиста, кандидата технических наук. Животные напали на него во время вечерней пробежки по главной(!) аллее Измайловского парка. Чиновники тогда развели руками – мол, убивать не имеем права, это статья 245 УК и соответствующее постановление Правительства Москвы, а содержать не на что, да и приютов нет. В других городах и населенных пунктах ситуация ни чуть не лучше. Таким образом, население полностью осталось один на один со своей бедой.
Правда, несколько лет назад, в противовес собакозащитному движению, появились так называемые «догхантеры» - волонтеры, занимающиеся очисткой улиц от собак на фоне полного бездействия властей. Но силами волонтерства с этой проблемой никак не справится. К тому же они постоянно подвергаются нападкам, угрозам расправы со стороны агрессивно настроенных собакозащитников.
Все эти годы вопрос нерешенности проблемы с беспризорными собаками поднимается изо дня в день, а воз и ныне там. Собакам у нас живется вольготно на Руси, а человек – «тварь дрожащая», и прав на безопасную среду обитания не имеет. Две детские жизни унесли бездомные собаки в Якутии меньше, чем за месяц. Этого мало, чтобы убрать таких животных с улиц наших городов и прочих населенных пунктов? Сколько еще людей должны загрызть собаки, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки? В Румынии всего одной жизни невинного ребенка, растерзанного бродячими собаками в центре города, хватило в 2013 году для того, чтобы люди вышли на улицы городов и потребовали от властей исполнения своих обязанностей. В России никакого резонанса аналогичные случаи не вызывают. Неужели жизнь стариков и детей полностью потеряла ценность и нам дороже благополучие бродячих хищников?
Инициативные граждане уже долгие годы ведут борьбу за европейский способ решения проблемы, то есть:
- ужесточение контроля разведения собак;
- контроль за соблюдением правил выгула и содержания;
- ведения учета хозяйских зверей, чтобы никто не мог избавиться от животного путем выбрасывания на улицу;
– помещение беспризорных собак в приюты и гуманной эвтаназии после определенной законом по времени передержки в случае непристройства (либо передачи в частные руки, зоозащитные организации).
Эвтаназия – совершенно необходимая мера, которая практикуется во всех развитых странах, так как пожизненное содержание животных экономически абсурдно и неоправданно (на это уйдут миллиарды рублей, а в условиях низких зарплат учителей, врачей и пенсий у пожилых людей данный шаг будет просто кощунственным и, опять-таки, нарушающим права людей). Но только в случае неравнодушия и поддержки населения мы добьемся чистых улиц и избавим их от террора бродячих собак. Только в наших силах обратить внимание властей на проблему. Если мы продолжим молчать, наших детей так и будут поедать собаки.
Вместо послесловия: главе поселка Тикси предъявлено обвинения в халатности; по факту смерти мальчика в Беркаките возбуждено дело по статье «причинение смерти по неосторожности» (чьей?). А несколько дней назад шесть бродячих собак искусали в Новом Уренгое женщину (попала в реанимацию). Кстати, ветврача по специальности. Возбуждать дело милиция отказалась – ее сотрудники не знают, кто виноват в случившемся.