…И Безруков в роли Махатмы Ганди
Вера наших граждан, особенно начальников, в бумажку неистребима. Глядишь вокруг – мрак и безобразие. Но граждане, особенно начальники, верят, что стоит им принять бумажку, запретить этой бумажкой безобразие и мрак – и сразу вокруг станет благолепно и светло. Теперь вот хотят принять какую-то хартию кинематографистов, чтобы защитить зрителей от оскорбления религии, пьянства и табакокурения персонажей, подрыва патриотизма и морали, а также, чтобы матом не ругались.
Примут документ в первом квартале будущего года, то есть к весне. Стало быть, едва снег сойдет, как на наши экраны стремительным потоком хлынет такая офигительная продукция, которой никогда прежде не было! Которую снять было бы совершенно невозможно без этой хартии. Кинематографисты прозреют! Посредственности превратятся в гениев! А Безруков, наконец-то, сыграет для Владимира Владимировича Махатму Ганди.
Начальники наши и придумщики всяких хартий считают людей роботами. Какую программу в них заложишь, такая немедленно и безотказно заработает. Кинематографист, художник, взрослый человек, по идее, сам имеет некоторые представления о добре и зле. Потому что так его воспитали дома, так его учили в школе. Так его наставляли во ВГИКе или другом вузе. И если его фильмы бездарны, то бездарны они потому, что сам художник – бездарь. Если его герои – быдло, если они матерятся, вульгарно бухают, ведут беспорядочную половую жизнь, происходит это не потому, что у режиссера нет хартии, а потому, что у режиссера нет вкуса, нет чувства такта и чувства меры, а зачастую просто нет мозгов.
И скажите мне: чем такой бездарности поможет хартия? Ничем. Зато я отлично представляю, чем эта хартия может помешать художнику талантливому. Потому что талантливое искусство – почти всегда неоднозначно. Оно может быть сложным, провокативным, трагичным. В нем могут быть и натуралистичные приемы, и неполиткорректные сцены, действительно обусловленные сильным художественным смыслом. А цензоры и контролеры по какой-то причине у нас традиционно люди примитивные. Сами не способные создавать, зато с удовольствием что-то ломающие. И таких контролеров эти непростые фильмы будут смущать и раздражать.
Начальство любит искусство простое, как плакат. А таланту трудно вписаться в подобные рамки. Зато бездарности обладают уникальной способностью угодить начальству, угадать куда ветер дует, и ловко получить государственные деньги на съемки всяких незамысловатых агиток.