Что производят в Москве?.. А что производит в Москве Иванов?
"…да и вообще житель Москвы - понятие условное. Что такое жители Москвы? Это дворники, водители, офисный планктон, журналисты... Чиновники, согласен. Сфера обслуживания, торговля. В крайнем случае, блогеры. Есть такая специальность, – заметил глава администрации Президента Сергей Иванов в интервью ряду российских СМИ. - Что эта 15-20-миллионная масса производит? Ровным счетом ничего. Интеллектуальную собственность? Вопрос сомнительный. Возьмите Новосибирск, там производят высокотехнологичную продукцию, самолеты, сборки для атомных реакторов, которые покупают во всем мире. Там производят продукцию, с которой платятся налоги. А что производят в Москве, я не понимаю".
***
Интервью Иванова выдало, конечно, многие его комплексы – в том числе по отношению к Москве. Оно и понятно. Москва ведет себя и голосует совсем не так, как хотелось бы Президенту и его администрации. Но в чем-то Сергей Борисыч прав, конечно. Действительно, в Москве до фига всякого непонятного народу. Есть старшие помощники младших дворников, есть те, которые помогают тому, кому делать нечего. Есть толпы каких-то бродячих экспертов, общественных деятелей, известных только самим себе и предводителей политических движений, куда кроме них самих входит еще пара их собутыльников, есть профессиональные торговцы воздухом со стажем, непризнанные гении кино и живописи. Есть каста городских сумасшедших численностью как население крупного областного центра.
Всё это верно. Но при этом я с Ивановым не очень соглашусь. А какое в принципе производство должно быть в столице? Что, приезжающих в Париж поражают дымящиеся трубы гигантов французской индустрии? А в парках Лондона комбайны собирают урожай? Или по Берлину вечерами движутся толпы уставших после трудового дня пролетариев? Любая столица – это кафе, рестораны, богема, сфера обслуживания, барыги, прохиндеи, кинозвезды. Любая столица – это скорее мозги, чем мускулы. Это деньги. Это Огни Большого Города. Другое дело, что конкретно в Москве это порою принимает гротескные формы. Потому что мало в какой еще стране всё настолько сконцентрировано на столице. Москву ненавидит вся Россия, но при этом все в Москву прутся. И речь не только о гастарбайтерах, но и о россиянах со всех уголков страны. Москвичей в нескольких поколениях уже и не найти – все либо сами сюда откуда-то приехали, либо их родители, либо, в крайнем случае, дедушки и бабушки прибыли когда-то в поисках лучшей жизни. Поэтому, проклиная Москву, провинция проклинает саму себя и своих более ловких земляков, устроившихся в столице.
А если Сергею Борисовичу Иванову хочется, чтобы в Москве непременно что-то производилось, чтобы здесь делали атомные реакторы – пускай вот у себя в администрации и устроит атомный реактор. В Москве чиновников в сотни раз больше, чем так нелюбимых Ивановым блогеров. Так пускай вот эти чиновники ивановские пойдут что-нибудь поделают. Попилят, пострагают, вагоны поразгружают, дворы прометут, выплявят у себя на дачах чугун или посеют озимые. Что производят московские водители или дворники, которых уничижительно пробросом вспомнил Иванов, я понимаю. А что производит сам Иванов и его сподвижники, мне ясно не вполне.