Раки и щуки в российском правительстве
Ключевые министры не хотят слышать друг друга
Разногласия в российском правительстве достигли стадии, когда ключевые министры публично игнорируют аргументы друг друга. Наиболее ярко это проявилось на Петербургском форуме, где главы Минфина и Минэкономразвития выступили с прямо противоположным описанием текущей экономической ситуации. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что экономика работает сегодня на пределе возможностей, о чем говорит низкая безработица и почти полная загрузка производственных мощностей. То есть Силуанов уже два месяца как бы не замечает данные Минэкономразвития о том, что низкая безработица и полная загрузка мощностей – это обман.
Ровно два месяца назад на президентском совещании глава Минэкономразвития объяснил: разговоры о том, что наша экономика вышла на предел возможностей, не соответствуют действительности.
«Мы провели специальный анализ, который показал, что, во-первых, у нас уровень загрузки мощностей сегодня составляет порядка 65%, и это существенно ниже, чем в других странах: в европейских странах и США. И второе: у нас идет достаточно ощутимое сокращение занятых на крупных и средних предприятиях, и у нас достаточно быстро, к сожалению, растет теневой сектор», – заявил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. При этом он сослался на конкретные данные – «соответствующие графики и таблицы есть в слайдах».
Со времени апрельского совещания у президента особых изменений в экономике не случилось. Поэтому глава Минэкономразвития в конце прошлой недели снова повторил свои данные о реальной ситуации в экономике. По его словам, уровень загрузки мощностей в РФ составляет около 60%, что ниже, чем в Европе и США, а низкая безработица в том числе связана с «огромным теневым сектором, в котором трудится порядка 20 миллионов человек».
«Мы имеем существенные резервы по росту мощностей, а опросы предприятий показывают, что 60–70% ограничения выпуска связано именно с ограничением спроса», – цитирует Белоусова РИА Новости. «Если вы посмотрите на динамику сокращения численности занятых по крупным и средним предприятиям, вы убедитесь, что уровень сокращений в них составляет примерно 10%, если сравнивать сегодняшний уровень с докризисным, а по обрабатывающим отраслям – порядка 20%», – объяснил глава Минэкономразвития. А низкие показатели официальной безработицы объясняются лишь перетоком рабочей силы в теневой сектор, из-за чего граждане не считают нужным регистрироваться в службах занятости.
Обсуждения уровня загрузки мощностей и безработицы – это не абстрактные теоретические споры, а ключевой вопрос текущей экономической политики. Ведь если экономика работает на пределе возможностей, то любые денежные стимулы для нее обернутся лишь повышением цен. И совсем другое дело, если предприятия работают вполсилы из-за низкого платежеспособного спроса – тогда властям нужно браться за денежное стимулирование самыми разными способами – от снижения ставок до финансирования госпрограмм. Именно поэтому игнорировать данные о реальном состоянии экономики очень опасно – это все равно, что врачу не следить за температурой больного. Удивительно, но российский Минфин выбрал именно такую линию поведения. Не оспаривая конкретных цифр Белоусова, в Минфине делают вид, что их словно не существует.
«Есть элементы нагрева, практически полная загрузка мощностей – это то, что отмечает МВФ, низкая безработица. То есть дополнительные вложения приведут к тому, что придется создавать новые рабочие места, но нужна будет новая рабочая сила, а ее нет. Поэтому стоимость рабочей силы будет увеличиваться», – цитирует РИА Новости заявления Силуанова в кулуарах Петербургского форума.
Ссылка Силуанова на рекомендации МВФ, казалось бы, укрепляет его позицию. Но на самом деле экономисты МВФ сами ссылаются в своих рекомендациях на Силуанова. «Экономика функционирует на уровне потенциала, при этом показатели безработицы достигли исторического минимума, а степень загрузки мощностей – высокого докризисного уровня», – читаем в заявлении МВФ по завершении визита делегации фонда в Россию, где состоялись ее встречи с министром финансов Антоном Силуановым. После этих встреч МВФ посоветовал России собирать дополнительные деньги в резервные фонды, тогда как в Кремле – напротив – собираются изъять деньги из резервов ради стимулирования экономики.
«Ведомства заявляют то, что им выгодно в соответствии с текущими интересами. При этом уточнять фактическое состояние дел они не заинтересованы. Еще недавно мы слышали, что загрузка мощностей составляет 80–85%. А когда потребовались аргументы в пользу ослабления денежно-кредитной политики, она почему-то снизилась до 60%», – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Безответственное отношение к риторике и нежелание слушать друг друга Николаев объясняет тем, что в правительстве царят «разброд и шатания». В будущем, по его словам, у министров будет еще меньше желания согласовывать свои аргументы, поскольку разброд и шатания скорее всего будут усиливаться.