Перевод стрелок
Почему население сначала не спросили о необходимости реформы времени, а теперь предлагают "пожить, не дергаясь"
В тот самый день, когда заголовки российских СМИ сначала запестрели радостными сообщениями об отмене летнего времени, а спустя несколько часов сменили тональность на диаметрально противоположную, случилась дата, которую почти никто не заметил. 8 февраля 1919 года был опубликован декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР «О введении счета времени по международной системе часовых поясов». Которым «в целях установления однообразного со всем миром счета времени в течение суток, обусловливающего на всем земном шаре одни и те же показания часов в минутах и секундах и значительно упрощающего регистрацию взаимоотношений народов, общественных событий и большинства явлений природы во времени», в России вводилось поясное время, для чего территория всей страны была поделена на 11 часовых поясов – со 2-го по 12-й.
И вот сегодня, почти 100-летие спустя, мы вновь имеем дело с попыткой реформы часовых поясов в России, родившейся на совершенно пустом месте: никому из населения даже и в голову не приходило требовать сократить часовые пояса или уменьшить разницу времени с Москвой, не было ни социологических опросов на эту тему, ни даже возможности оппонировать принятому на самом высоком уровне решению.
Прошло несколько лет надуманной реформы часовых поясов, когда население, специалисты и правительство запутались в своих выводах и докладах, и последним наставлением стала фраза Дмитрия Медведева: «Давайте, не дергаясь, без лишней суеты поживем в этих условиях». В этих условиях – значит по летнему времени и в девяти часовых зонах.
Что это? Неразбериха в правительстве, недопонимание со стороны СМИ, попытка выдать желаемое за действительное или борьба реальности с упрямством?
Как отметил Медведев, «за последние 100 лет порядок исчисления времени менялся в нашей стране семь раз». Ему вторит заместитель директора Института географии РАН Аркадий Тишков, который тоже выступает за сохранение нынешнего «летнего времени»: мол, «мы 42 раза уже в России меняли время». И поэтому, по Тишкову, выходит, что не следует больше «дергаться», заниматься невидимым «мониторингом» и менять порядок исчисления времени в России в 43-й раз. Может, и в самом деле привыкнем так жить?
Официального мониторинга мы не видели, а вот людской мониторинг (точнее, крики души) действительно можно найти, только вряд ли он понравится Медведеву, Тишкову и другим сторонникам двойного летнего времени по многим регионам России.
Можно проанализировать фразу, что «правительство считает нецелесообразным переход на зимнее время или на прежнюю систему, когда часы переводились два раза в год».
Как ни прискорбно, но приходится согласиться с такой формулировкой, и вот почему: пока у России будут девять часовых зон, оба варианта (переход на зимнее время или перевод стрелок два раза в год) будут неприемлемы. И здесь следует заметить, что, несмотря на многочисленные реформы времени в России в прошлом, ни одна (!) из тех реформ не пыталась уменьшить количество часовых поясов (зон). Некоторые регионы, избегая поправки на декретное время, находили уловки, приближаясь на один часовой пояс к Москве, бродили из одной часовой зоны в соседнюю, вся страна или переходила на летнее время, или его отменяла, однако ни разу со времен постановления от 8 февраля 1919 года у России не было реформы по искусственному уменьшению часовых поясов (нынешних девяти часовых зон).
Уменьшение часовых поясов не имеет прямого отношения к решению нынешней проблемы двойного летнего времени для многих регионов страны, но это играет существенную роль при простой попытке вернуться назад, на зимнее время.
Так, при варианте № 1 (переход всей страны на зимнее время) примерно 80% территорий России (особенно Сибири) вздохнет с облегчением, однако около 20% территорий: Самара, Ижевск, Кемерово, Камчатка и даже вся восточная часть Московского часового пояса, которая должна быть в часовой зоне МСК+1, будет противником перехода на зимнее время. Причем эти 20% территорий за сохранение летнего времени могут вполне противостоять по результатам опроса населению всей Сибири – противникам двойного летнего времени.
При варианте № 2 (перевод стрелок два раза в год) сохраняется почти та же процентность недовольных – до тех пор, пока страна не вернется к 10 или 11 часовым поясам (зонам).
Получается, есть только один выход – сначала вернуться назад, к 10 или 11 часовым поясам по всей России, как было прежде, и только после этого решать вопрос: переходить на круглогодичное зимнее время или все же переводить стрелки часов два раза в год.
Также нужно четко определиться, для чего началась вся эта волокита со временем.
Или это забота о населении?
Или это удобство управления страной?
Если говорить об эффективности управления страной (уменьшение часовых зон до девяти), тогда не надо говорить о «заботе о здоровье населения», так как многие регионы будут в неодинаковом положении при деформации часовых зон.
Если говорить о здоровье населения и пагубном влиянии сезонного перевода стрелок в течение года, то можно уверенно предположить, что жить с опережением поясного времени на два часа зимой намного хуже, чем при прежней системе перехода на зимнее-летнее время России с ее бывшими 11 часовыми поясами.
Теперь вернемся к мониторингу относительно круглогодичного летнего времени и того, почему некоторые специалисты пытаются навязать мысль, что в этом вопросе «мнения россиян распределяются примерно одинаково – 50/50».
Цель мониторинга – не подгонять результаты под навязчивую идею всеми силами сохранить летнее время, а грамотно и вдумчиво подобрать вопросы и правильно их проанализировать, исходя из разницы во времени в различных регионах. Ведь благодаря большой протяженности территории нашей страны где-то часы опережают поясное время на один час, где-то на два часа, а где-то (к примеру, на Чукотке) и вовсе совпадают с поясным временем.
А значит, нельзя просто обобщать результаты опросов населения восточной части Московского часового пояса (те регионы, которые десятилетиями убегали от своего часового пояса МСК+1 до его полнейшего исчезновения) с результатами опроса, к примеру, регионов Сибири, где действительно двойное летнее время в зимний период делает жизнь многих невыносимой.
Поэтому опрос или мониторинг должен быть разделен на несколько территориальных образований:
1. Регионы, в которых время зимой на два часа опережает поясное время (можно поручиться, что более 80% населения в этих регионах будет противником постоянного летнего времени).
2. Регионы, в которых время зимой на один час опережает поясное время (результат может быть 50–50%).
3. Регионы, в которых время близко к поясному (Самара, Ижевск, Чукотка), где результатом может быть то, что более 80% населения будут противниками перехода назад на зимнее время.
Таким образом, приходится констатировать, что в одной стране разные территории оказались в неравных ситуациях по отношению к разнице с поясным временем, и видение этой проблемы будет для разных регионов разным. Но не учитывать эти факторы и подтасовывать живую реакцию людей на косвенную кабинетную статистику социальных и экономических цифр – занятие неправильное.
Александр Юрьевич Кривенышев - президент сайта WorldTimeZone (Часовые Зоны Мира), Нью-Джерси, США