Пробкам дают зеленый свет
Московские улицы станут бессветофорными
Москомархитектура опубликовала проекты планировок будущей Северо-Западной хорды, Ленинского и Кутузовского проспектов — магистралей, которые подвергнутся масштабной реконструкции в ближайшие два-три года. Власти хотят устроить здесь бессветофорное движение с помощью 20 тоннелей и эстакад. Объемы необходимого финансирования не обнародованы, но эксперты уже называют проект бессмысленной тратой денег.
Самый крупный проект, опубликованный Москомархитектурой, касается Северо-Западной хорды — магистрали, которая должна перенаправить потоки транспорта в объезд центра города. По сути, она не является новой дорогой, так как объединит сеть существующих улиц, которые будут расширены или уже расширяются. В Москомархитектуре поделили будущую хорду на четыре участка. Первый — от МКАД до Можайского шоссе (2,2 км): там появится новая развязка между Сколковским шоссе и Витебской улицей, а также три внеуличных пешеходных перехода. Второй участок, от Можайского шоссе до Крылатской улицы (6 км), можно назвать одним из самых сложных из-за большого объема работ в жилом секторе. Здесь появится крупная развязка с двумя тоннелями между улицами Боженко, Толбухина и Смоленским направлением МЖД. Еще два тоннеля построят на пересечении с Молодогвардейской и Ельнинской улицами, кроме того, с помощью тоннелей будут перенаправлены потоки с Рублевского шоссе. Третий участок — от улицы Мневники до Ленинградского проспекта (4,4 км). Здесь построят дублер Крылатского моста, раздвоенный тоннель на пересечении с улицей Берзарина и семь внеуличных переходов. И наконец, четвертый участок пройдет от Ленинградского до Дмитровского шоссе (6,5 км): будет построено четыре тоннеля на Большой Академической улице. Именно на этом участке Москомархитектура ожидает максимального прироста пропускной способности — с нынешних 980-2,1 тыс. машин в час в одном направлении до 3,9-5,7 тыс., то есть в два-три раза. Отметим, что в проект планировки хорды не вошло два крупных объекта — Алабяно-Балтийский тоннель, строительство которого уже ведется и закончится к концу года, и улица Нижние Мневники (ее проект будет представлен отдельно).
Второй проект планировки описывает будущее столичной правительственной трассы — Кутузовского проекта и Можайского шоссе. Это направление считается одним из самых загруженных в городе (от 3 тыс. до 7 тыс. машин в час в одном направлении). Крупнейший инфраструктурный объект — это 1,7-километровая шестиполосная эстакада, по которой пройдет Можайское шоссе от улицы Толбухина до Рябиновой. На пересечении Кутузовского проспекта и Рублевского шоссе появится новая развязка (реконструкция Рублевки уже началась — большая часть этой магистрали пройдет над землей по эстакаде). Остальной участок проспекта до центра принципиально не изменится, за исключением локальных расширений.
И наконец, третий проект — реконструкция Ленинского проспекта от площади Гагарина до МКАД. Как в случае с Северо-Западной хордой, бессветофорное движение будет организовано с помощью трех тоннелей (на пересечениях с Университетским проспектом, с улицей Дмитрия Ульянова, с улицей 26 Бакинских Комисаров) и двух эстакад (на пересечениях с улицами Кравченко, Пилюгина, Удальцова, Новаторов, Обручева и Лобачевского).
Напомним, что проект планировки является одной из первых стадий градостроительного планирования. Документ должен быть утвержден на Градостроительно-земельной комиссии Москвы, после чего будет разработан проект непосредственно строительства, который позволит оценить объем необходимого финансирования. По оценкам экспертов, с момента разработки проекта до окончания стройки может пройти два-три года.
"Ликвидация светофоров на городских улицах с одновременным их расширением — это пустая трата денег,— уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.— К сожалению, мы идем по старому, непродуктивному лужковскому, пути. Развязка в городе — самый дорогой способ передвинуть затор с одного места на другое". По его мнению, скоростная магистраль должна существовать отдельно от улиц, чтобы на нее нельзя было выехать из двора или боковой улочки. "Когда мы идем на компромиссное решение, делая гибрид, то ничего не добьемся,— считает господин Блинкин.— Настоящий столичный фривей можно построить, он будет очень дорогим, это займет много времени, но в нем хотя бы будет смысл. Так сделано в Сиднее, Лос-Анджелесе и других городах, где машин больше, чем в Москве, а пробок меньше".