60 километров дырочек
Руководитель Счетной палаты Сергей Степашин дал слово, что при подготовке Олимпиады в Сочи просто так украсть уже ничего невозможно. Палата все хорошо проверяет. И даже нашел объяснение непрерывно растущим расходам на Игры, достигшим космических миллиардов в любых валютах мира.
В принципе можно смеяться уже сейчас.
И над фразой, что ничего украсть нельзя — в стране, где разворовывается повсеместно все, что только можно и грех было бы не красть там, где деньги из бюджета завозят вагонами.
Можно смеяться над честным словом — хотя в самой честности Степашина я и не сомневаюсь. Просто бороться с воровством под честное слово — это и правда весело.
Можно смеяться над фразой, что удорожание строительства объясняется тем, что прорыли не какие-то дырочки, а 27 туннелей длиной в 60 километров. А можно и не смеяться вовсе. Потому что Олимпиада в Сочи превратилась действительно в очень дорогое мероприятие. Оно стало таким дорогим, потому что сама идея провести масштабную стройку в таком тяжелейшем для строительства регионе не могла быть дешевой.
Это дорого потому, что изначально стоимость Олимпиады существенно занизили, чтобы не пугать народ и мировую общественность огромными цифрами расходов. Потом вскрылись, как водится, непредвиденные трудности, потому что когда строишь почти четыре сотни объектов в горах, на болоте и еще бог знает где, тебя ждет масса сюрпризов.
Но дорогими Игры станут не только поэтому.
Год назад та же Счетная палата выявила отставание от графика строительства на 76 объектах в Сочи. И уже тогда было ясно, что отстают стройки просто потому, что денег не хватает. Выделенное из бюджета умело растаскивают подрядчики и субподрядчики — до тех пор, пока все не израсходуют, а работу при этом не сделают.
В Олимпстрое неоднократно менялись руководители, корпорация непрерывно подает иски против этих своих подрядчиков, и главная тема судов — завышение сметы расходов. Возбуждено уже более трех десятков уголовных дел. При этом общая стоимость проведения Игр в Сочи должна составить уже сорок миллиардов долларов! Даже с учетом всех сложностей и непредвиденных трудностей, это неимоверно дорого.
В Сочи пройдет не просто самая дорогая зимняя Олимпиада — наш курорт поспорит с Лондоном за звание самой дорогой Олимпиады в истории вообще.
И при этом Степашин сам говорит, что не совсем понятно, кто будет использовать потом эти олимпийские объекты и кто будет за это платить.
А еще Степашин сказал, что в случае неудачи наших олимпийцев, министру Мутко придется прыгнуть с трамплина. А кто будет прыгать с трамплина, когда все-таки выяснится, сколько из 40 миллиардов долларов успели украсть и станет понятно, что использовать олимпийские объекты после Игр некому?