Атэс! Пускай запомнят нынче нас
Кремль хотел впечатлить стерхами и фейерверками? Думаю, впечатлил.
Что же они там решали на саммите АТЭС и зачем эта организация нужна? Во всей российской прессе пока появилась одна-единственная статья, которая исчерпывающе отвечает на этот вопрос, — это статья Максима Самоуркова на slon.ru. А именно: ничего эта организация никогда не решала и ни зачем она не нужна.
АТЭС создавалось в 1989 году, когда все государства в мире вдруг решили, что надо обязательно во что-то объединиться. В Европе эта мания привела к созданию бюрократического парагосударства, остановившего экономический рост, нещадно вмешивающегося в экономику и создавшего необыкновенно плодородную почву для мошеннических бизнес-схем по освоению евроденег.
В странах Азиатско-Тихоокеанского региона этого не произошло по двум причинам. Во-первых, значительная их часть — Китай, Южная Корея, Чили и пр. — это молодые, стремительно развивающиеся экономики, которым в голову не придет посадить себе на шею надгосударственный орган, озабоченный кривизной огурцов.
Во-вторых, регион развивается так стремительно именно потому, что страны его очень не равны: что общего между постиндустриальной Японией и Папуа—Новой Гвинеей, где во внутренних областях еще существует каннибализм? Как будет выглядеть консультационный орган из японского технократа, китайского промышленника, гвинейского каннибала и нашего стерха? Что эти лебедь, рак и щука вообще могут решить?
В свое время Гарет Эванс, бывший министр иностранных дел Австралии, обозвал AТЭC «четырьмя прилагательными в поисках существительного», и существительное с тех пор не нашлось. AТЭC пусто настолько, что даже Обама не приехал на саммит — не в качестве грубого жеста по отношению к Путину, а просто потому, что в США началась предвыборная пора, и американский президент не может позволить себе бесполезного времяпрепровождения.
Двумя единственными результатами деятельности АТЭС стали: а) традиция группового фото приехавших глав государств в костюме принимающей страны, которая была окончательно похоронена президентом Обамой в прошлом году (саммит проходил в Гонолулу, и президент представил себе наглядно, как будут выглядеть лидеры наций в травяных юбочках), и б) программа APEC business travel card. Это типа шенгенской визы — если ты бизнесмен, можешь получить такую визу и в странах — членах АТЭС, либо не стоять в очереди на контроле вообще, либо пройти там, где проходят контроль экипажи самолетов. Полезная штука, но именно в ней Россия не участвует.
А что еще? Ничего. Фейерверки.
На Санкт-Петербургском форуме этим летом случился скандал: на губернаторском приеме по углам бассейна замуровали девятилетних девочек, крашенных серебряной краской: они дули на кораблики, изображая «богов ветра». У человека мало-мальски образованного инсталляция эта возбуждала лишь одну ассоциацию: 1496 год, роскошное празднество в замке Лодовико Моро, на котором Леонардо да Винчи выкрасил сына бедного пекаря, изображавшего Золотой Век, наступивший по велению герцога, золотой краской; мальчик с нарушенной терморегуляцией кожи простудился и помер.
Признаться, ваша покорная слуга тогда сгорела со стыда при мысли о том, что подумали зарубежные бизнесмены при виде этих детей: наверное, то же самое, что они подумали бы, попав на мгновение на праздник к герцогу Моро: разврат, тирания и роскошь. Не лучший бизнес-климат, с современной точки зрения.
Вот тот же самый вопрос вызывают у меня 18 млрд долларов, истраченных на саммит АТЭС: кого они хотят этим впечатлить?
АТЭС — это не Европа на пенсии, не монакский принц, которого альфа-самцу можно прогулять в Туве. Это регион необычайной витальности и рациональности. Помню, как меня поразили в Брисбейне — городе с высочайшим уровнем жизни и развязками, которые не снились даже Японии, — дома. Большей частью это были деревянные дома, в которых, согласно английским традициям, не было отопления, что в августе, когда там +10 и сплошные дожди, — вовсе не сладко. Зато когда в Брисбейне было наводнение, то, в отличие от Крымска, все непострадавшие спасали пострадавших. Весь город превратился в одну большую семью.
Помню, что меня больше всего поразило в Сингапуре, самом красивом городе, который я когда-либо видела, городе-саде в самом буквальном смысле слова. В том смысле, что это не Город, в котором есть сады, а Сад, в котором есть еще и город. Так вот: в Сингапуре невозможно по классу отличить дома, построенные государством, от домов, построенных частным застройщиком. Их отличает единственная черта: вокруг частных домов всегда есть ограждение. Но чтобы вокруг государственного дома воняло, чтобы он был грязный, скособоченный, как project housing где-нибудь в Нью-Йорке, не говоря уже об Усть-Кукуйске, — такого нет.
Экономный Сингапур затратил на свой саммит 78 млн долларов. Австралия — 150 млн, и за это австралийская пресса на правительстве выспалась.
Вопрос: что подумают бизнесмены и выборные чиновники этих стран, когда они приезжают во Владивосток, и только фейерверки для них обходятся в 7 млн долларов? (А сам бесполезный и пустой саммит, повторю, стоит 18 млрд долларов.) Что они подумают, когда узнают, что власть, которая не может построить шоссе от Москвы до Владивостока для собственных избирателей, выложила 2 млрд долларов, чтобы впечатлить заморских гостей мостом на остров Русский? И что Путин по дороге на саммит возглавил стаю стерхов?
Да-да. Вот ровно это они и подумают. Кремль хотел впечатлить стерхами и фейерверками? Думаю, впечатлил.