Причем здесь Ротшильд?
Ситуация вокруг созыва внеочередного собрания акционеров ГМК «Норильский никель» все больше напоминает фарс, который, при этом, может обернуться проблемами как для самой компании, так и для экономики страны в целом.
Внеочередное собрание акционеров ГМК «Норильский никель» назначено на 21 октября. На повестке дня – стоит ли переизбирать состав совета директоров компании и если да, то кто в него должен войти. Напомним, что споры по данному вопросу ожидаются весьма жаркими, так как в данном случае акционеры уже давно разделились на два противоборствующих лагеря. Одна сторона конфликта – «Интеррос» Владимира Потанина при поддержке менеджмента ГМК и ряда миноритариев считает, что и нынешний состав совета весьма неплох, а другая сторона, а именно «Русал» Олега Дерипаски, намерена кардинально его поменять, проведя туда как можно больше своих кандидатур.
Эту ситуацию можно было бы рассматривать как вполне классический конфликт акционеров, если бы не одно обстоятельство – Олег Дерипаска предложил ввести в совет директоров ГМК людей, с весьма неоднозначной репутацией. И итогом этого может стать фактическая потеря Россией контроля над ключевой металлургической компанией страны.
Кратко напомним, о чем собственно идет речь. «Норникель» - это крупнейший в мире производитель никеля (более 18% мирового производства), палладия (почти 50%), один из крупнейших производителей платины (около 13%) и меди (около 2,5%). Основные производственные подразделения компании находятся в Норильске и Мурманской области. От работы компании непосредственно зависит жизнь нескольких сотен тысяч российских семей.
В этой ситуации, разумеется, государство напрямую заинтересовано в том, чтобы компания работала эффективно и стабильно, а также имела понятных и прозрачных владельцев и менеджмент. Фактически, во многом об этом и говорилось во время недавнего визита Владимира Путина в Норильск, где он встретился как с акционерами, так и с простыми рабочими комбината.
Тем не менее. после визита Путина в Норильск конфликт акционеров ГМК на спад не пошел. Дерипаска пошел на не вполне типичный для современной России шаг – несмотря на визит премьера, написал письмо лично президенту Дмитрию Медведеву, в котором потребовал провести прокурорскую проверку годового собрания акционеров ГМК. И хотя проведенная Генпрокуратурой проверка никаких существенных нарушений не обнаружила, сам факт подобного вмешательства властей в корпоративный конфликт смутил многих западных аналитиков и инвесторов. Так, старший аналитик RUXX А.Вольф в своем обзоре сравнил давление на «Норильский никель» с рейдерскими захватами 1990-х годов.
Впрочем, борьба за никель, похоже, действительно вышла на государственный уровень. Оказалось, что в никелевом гиганте заинтересована не только Россия, но и Великобритания. Причем туманный Альбион смог заполучить себе в союзники одного из основных акционеров «Норникеля» - Олега Дерипаску. Аналитики были крайне удивлены, когда стало известно, что «Русал» выдвинул в совет директоров ГМК весьма спорную фигуру – барона Натаниэля Чарльза Джейкоба Ротшильда, наследника одного из наиболее влиятельных финансовых кланов мира и проводника интересов британского капитала.
Многие издания вспомнили, что Ротшильды уже однажды «заходили» в Россию. Отец Нэта Ротшильда - Джейкоб Ротшильд, по мнению британских СМИ, был не просто связан с ЮКОСом, но фактически контролировал нефтяную компанию через офшоры, находящиеся в британской юрисдикции. Сохранить контроль над российской нефтью Ротшильдам в итоге не удалось и теперь, судя по всему, их интерес переключился на никель. Кстати, головные структуры компаний Олега Дерипаски как и ранее ЮКОСовские расположены именно в британских офшорах, в частности, на острове Джерси. Именно в этом безналоговом раю оседает прибыль с российских производств алюминиевого гиганта, в то время как вредные выбросы оседают в легких россиян.
Как заявил экономист Михаил Делягин: «Ротшильд сначала был советником Дерипаски, а теперь, насколько я могу судить, это символическое действие, которое призвано подчеркнуть, что российское достояние, действительно, больше России не принадлежит».
Впрочем, западные аналитики обращают внимание на еще одно обстоятельство – «Русал» намерен переключить всю сбытовую сеть «Норильского никеля» на компанию Glencore, крупного акционера самого «Русала». Пикантность ситуации в том, что Glencore является владельцем одного из главных конкурентов «Норникеля» - швейцарской Xstrata. Фактически, если у Дерипаски получится пролоббировать это решение в совете директоров компании – значительная часть экспорта российского никеля, палладия и меди попадет в руки одной из самых непрозрачных компаний мира во главе с Айваном Глейзенбергом.
Аналитик Джон Хелмер в этой связи полагает, что ситуация с Glencore как раз и может стать тем фактором, из-за которого российское государство не допустит усиления позиций Дерипаски в ГМК. По мнению Хелмера, «менеджмент «Норильского никеля» и западные акционеры компании понимают намерения Glencore и не готовы делиться своими дивидендами с Глайзенбергом. Это также хорошо понимают премьер-министр Владимир Путин и вице-премьер Игорь Сечин».
Эксперты уверены – битва «Интерроса» и «Русала» за «Норильский никель» уже переросла банальный корпоративный спор. Конфликт «хозяйствующих субъектов» с приближением 21 октября все больше напоминает противостояние российских и британских национальных интересов за контроль над сырьевыми ресурсами. Ведь на кону – одна из крупнейших в мире металлургических компаний, заработавшая только в первом полугодии этого года более 2,3 млрд. долларов. Кто выйдет из этой схватки победителем, мы, скорее всего, узнаем уже 21 октября.