Осколочные душевные травмы
В Институте Сербского ждут притока пациентов
Жертвами взрывов в московском метро стали все москвичи без исключения. Массовый страх и связанные с ним психологические состояния - это как раз то растянутое во времени поражающее действие, которого и добиваются террористы. «Множественные осколочные» душевные травмы нанесены профессионально и способны по-настоящему испортить жизнь многим людям, даже если сейчас кому-то из них кажется, что беда прошла стороной. Заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Зураб Кекелидзе предупредил вчера москвичей, что подавленность и дискомфорт (а они могут развиться и через несколько дней после трагедии) - это нормальная человеческая реакция в этой ситуации. Главное, стоит помнить: лучшее лекарство - это по-прежнему время, а худшее - водка. Хотя именно последнее исторически и предпочитают россияне.
Фактор времени в первые дни после сильного шока, кстати, можно считать решающим. По словам психиатра, испытывать страх перед подземкой первые три-четыре дня будут практически все. «А вот если это продлится дольше, то к специалисту обратиться просто необходимо», - порекомендовал Зураб Кекелидзе, уточнив, что «уж точно надо сразу обращаться за помощью тем, кто не почувствовал вообще никаких изменений». Именно у таких людей (их может быть от 30 до 50%), с непроявившейся сразу реакцией на стресс, чаще всего развивается так называемое посттравматическое состояние. Оно характеризуется ночными кошмарами, неожиданно всплывающими в памяти картинами происшествия. «У ряда людей могут появиться раздражительность, агрессивность, вспыльчивость. Такое состояние может длиться около года», - отмечает специалист. В 2-3% случаев посттравматический синдром переходит в хроническую форму.
Надо сказать, что многие москвичи сегодня прекрасно понимают, что самостоятельно им не справиться: на вчерашний день в Институт имени В.П. Сербского поступило более 600 звонков. Причем многие хотели не столько получить психологическую помощь, сколько оказать ее пострадавшим во время взрывов людям. «Но уже в понедельник вечером стали поступать звонки и от родственников пострадавших. Лично обратилось два человека, им была оказана амбулаторная помощь. На прием к врачу-психиатру записались еще 11 человек», - сообщает дежурная бригада врачей.
Испытывающим психологическое недомогание москвичам врачи института готовы оказать любую помощь вплоть до госпитализации. Уже сейчас большинство врачей легендарного психиатрического заведения работает непосредственно с жертвами теракта и родственниками погибших, которым приходится проходить ужасную процедуру опознания. «Часто люди почему-то вспоминают, в каком нижнем белье был их родственник или знакомый, но это затрудняет процесс опознания, потому что белье бывает похожим. Очень тяжело проходит эта процедура - тела обезображены. На них тяжело смотреть», - сказал Зураб Кекелидзе, отметив, что некоторые люди вообще отказываются от опознания, так как просто не верят в происшедшее. Практика показывает, что работа медиков с такими людьми может растянуться на месяцы, а, возможно, и на годы.
Те же, кто лично не был на месте трагедии, по большому счету просто должны успокоиться. И ни в коем случае в таком настроении не должны злоупотреблять «народным методом», то есть водкой. «Люди начинают принимать валериану, и это не помогает. Потом некоторая часть начинает алкоголизироваться», - пояснил психиатр Кекелидзе. «Можно принять какое-нибудь успокоительное, седативное, травяное средство, чай. Если не помогает, то нужно обратиться к специалисту», - подтвердила его рекомендацию коллега и руководитель отдела психиатрии чрезвычайных ситуаций института имени В.П. Сербского Анна Портнова.