Чихайте на здоровье
Цена некоторых препаратов в столице выросла на 400 процентов
На этой неделе правительство рассмотрит законопроект «Об обращении лекарственных средств», который предусматривает обязательную регистрацию медикаментов, входящих в перечень жизненно важных, а также цены на них. В ближайшее время на сайте Росздравнадзора появится список «справедливых» цен на наиболее востребованные препараты. ФАС за один месяц оштрафовал сотни аптек, сверх меры наживающихся на продаже противогриппозного арбидола. Создается впечатление, что власти всерьез взялись за решение проблемы. Однако эксперты называют большинство принимаемых мер малоэффективными.
Как сообщила в пятницу глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, выступая на межведомственном совещании в Генпрокуратуре РФ, посвященном соблюдению законодательства в сфере лекарственного ценообразования, законопроект уже находится в правительстве и будет рассмотрен на ближайшем заседании его президиума. Министр пояснила, что документ предусматривает обязательную регистрацию цен на препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Сейчас там 650 наименований, большая часть из них – импортного производства. На будущий год разработан новый перечень, и на этот раз почти 70% вошедших в него медикаментов будут отечественного производства.
Министр напомнила, что порядок добровольного декларирования цен на лекарства, входящие в этот перечень, уже действует. Однако производители не спешат это делать, процедуру прошли только 20% фармкомпаний, производящих соответствующие препараты. Г-жа Голикова также сообщила журналистам, что законопроект установит единый федеральный орган государственной власти, который будет ответственным за процедуру регистрации лекарств. Предполагается, что это будет Росздравнадзор. Кстати, в ближайшее время на сайте этой службы появится список «справедливых» цен на лекарства. Например, по словам главы Минздравсоцразвития, цена на препарат от гриппа «Тамифлю» на таможне составляет 688 руб., а в аптеках она достигает 3,5–4 тыс. «Мы все-таки вынуждены сформировать предложение по рекомендуемой цене, хотя такой нормы и нет в законодательстве, – отметила Татьяна Голикова. – Мы его просто информационно разместим на сайте Росздравнадзора для того, чтобы население хотя бы ориентировалось, завышена ли цена в аптечном учреждении или нет».
Независимые эксперты не видят в объявленных мерах большого смысла. Как рассказал «НИ» директор по маркетинговым исследованиям центра «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов, если рынок на них и отреагирует, то лишь краткосрочно, и если цены понизятся, то несущественно. «Потому что это импортозависимая отрасль», – пояснил специалист. Информирование потребителей через Интернет, по его словам, тоже вряд ли будет эффективным: человек, который придет в аптеку, увидит лекарство по одной цене, а на сайте – по другой, но ничего в этой ситуации сделать не сможет. Разве только принять к сведению, что в данной конкретной аптеке цены очень высокие.
«Качать права» при этом бессмысленно, отмечают специалисты, поскольку в каждом конкретном случае может найтись масса причин, по которым препарат выставлен на прилавок именно с таким, а не с иным ценником. Разобраться в этом «человеку с улицы» практически невозможно, да никто и не будет с ним разговаривать. «Сегодня в каждом субъекте РФ действует свой принцип ценообразования, – пояснил г-н Мелик-Гусейнов. – Даже с внедрением единой методики на откуп регионов отдается формирование поправочных логистических коэффициентов. Они отражают, во что обходится транспортировка и хранение медикаментов на конкретной территории. Поэтому в каждом регионе стоимость препаратов будет разная: наценка, например, в Москве – это 20%, а где-нибудь во Владивостоке – все 100%. Разброс цен будет очень большой».
По мнению эксперта, за ценами действительно нужно наблюдать и прослеживать прозрачность товаропроводящей цепочки. «Не секрет, что во многих регионах эта цепочка перегружена участниками рынка, там действуют до 15 посредников, – рассказал он. – Количество участников увеличивает стоимость лекарств для потребителя. Но де-юре они практически все действуют на легальном поле».
Впрочем, отходов от закона тоже хватает. Федеральная антимонопольная служба России за последний месяц возбудила 168 дел в отношении аптек, завышающих цены на лекарства, чаще всего – на антигриппозный арбидол. В эту пятницу и.о. генпрокурора РФ Александр Буксман вручил предостережения о недопустимости нарушения закона руководителям ряда крупных аптечных сетей, реализующим гражданам в столице жизненно необходимые препараты по ценам, значительно превышающим предельно допустимые нормы. Розничные надбавки на ЖНВЛС составляют там от 26 до 96% вместо допустимых в Москве 25%. Более того, в городе выявлены фармацевтические фирмы, завышавшие цены от 129 до 380%.
В Красноярском крае торговые надбавки на наиболее востребованные лекарства, в том числе противовирусные, достигают 88%. Многочисленные нарушения выявлены в Приволжье. Так, в Ульяновской области оптовый поставщик с нарушением предельного 10-процентного уровня оптовой надбавки продал 194 препарата. В Республике Башкортостан в протоколы согласования отпускных цен вносились недостоверные сведения о том, во что лекарства обходятся заводу-изготовителю, и от этого завышалась стоимость в рознице. В Пензенской области вместо допустимых 40% надбавки она составляла порой до 84–90%.
Начальник управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генпрокуратуры РФ Лариса Коптева рассказала, что в результате несовершенства системы ценообразования региональные органы исполнительной власти устанавливают ничем не обоснованные предельные оптовые и розничные надбавки в размере от 30 до 100% от их фактической стоимости. В итоге цены на одни и те же препараты значительно отличаются даже в пределах одного региона и населенного пункта. Добавим, что порой они отличаются даже в одной аптеке. Честные провизоры предлагают потребителям то же лекарство по разным ценам: чем поставка была раньше, тем лекарство дешевле. Генпрокуратура предлагает установить единую методику, по которой власти регионов будут определять размеры предельных надбавок к ценам производителей на жизненно важные лекарства, чтобы исключить многочисленные спекуляции в этой сфере.
«Единая методика уже установлена, она регламентируется постановлением премьера от августа прошлого года, – рассказал Давид Мелик-Гусейнов. – Однако до сих пор еще не установлены поправочно-логистические коэффициенты, и с ними предстоит еще очень большая работа. Поскольку каждому региону нужно будет доказать, почему у него наценка такая, а не больше и не меньше. Этот вопрос отдан на откуп местным властям, и до конца декабря они должны подготовить соответствующие расчеты».