Куда уйдут со школьного двора
Абитуриенты смогут подавать документы только в пять институтов и на три специальности
К 1 октября Министерство образования и науки РФ должно сформулировать требования, по которым в следующем году будет проводиться Единый госэкзамен (ЕГЭ). Одновременно комитет по образованию Госдумы рассмотрит предложение ректоров по ограничению числа высших учебных заведений, куда абитуриенты смогут подавать свои сертификаты. Чиновники обеспокоены тем, что выпускники этого года превратились в «образовательных туристов». В Минобрнауки не исключают и введения платы за подачу дополнительных заявлений.
В этом году проведение ЕГЭ преподнесло немало неприятных сюрпризов. Его сдавали 930 тыс. выпускников. По официальным данным, максимально возможный балл – 100 – набрали 2336 человек (0,2% от общего числа). Более 30 тыс. «провалили» экзамены по русскому языку и математике. Однако наблюдатели сомневаются в точности этих цифр. По их оценкам, без аттестатов остались 100 тыс. выпускников.
После сдачи ЕГЭ приступы мигрени стали одолевать уже членов приемных комиссий. Дело в том, что набор студентов проходит в три этапа.
В этом году на первом зачислялись обладатели высших баллов, однако нести в приемные комиссии документы они не спешили: вдруг возьмут в более престижный институт.
В итоге даже те вузы, куда был высокий конкурс, после первой волны столкнулись с недобором, а тех, которые смогли сформировать списки первокурсников уже 4 августа, оказались единицы.
Дело доходило до абсурда. Глава Рособразования Николай Булаев заявил, что абитуриенты этого года превратились в «образовательных туристов». По его данным, некая абитуриентка из Москвы подавала документы в один из столичных вузов сразу на 33 специальности и была зачислена на 22 из них. Но оригиналы документов не представила. А проректор одного из столичных институтов поведал о знакомстве с юношей, ухитрившимся подать документы на 64 специальности. Правда, когда его попросили их перечислить, он не смог назвать и десяти.
Трещину дал и миф об объективности ЕГЭ при оценке уровня знаний. В начале августа вузы приняли сильных студентов, потом на оставшиеся места – более слабых, а затем и ребят, имеющих низкие баллы. И все равно приемные комиссии столкнулись с проблемой недобора. Из 345 вузов, подведомственных Рособразованию, 260 выполнили план приема, а 85 недобрали около трех тыс. студентов на бюджетные места. К началу занятий они были все-таки закрыты, но сложно оценивать уровень знаний таких первокурсников.
В конце августа президент Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки определить предельное количество вузов для абитуриентов. Цель проста: разгрузить очереди и избавиться от неравномерного распределения «новобранцев». Идею поддержали ректоры, и в понедельник на сайте министерства появился проект приказа, согласно которому со следующего года число вузов, на зачисление в которые выпускник школы сможет претендовать, будет ограничено пятью, а число специальностей (факультетов) – тремя.
Проект закона, который в октябре должна рассмотреть Госдума, сразу вызвал множество вопросов. Даже у чиновников. «Не надо шарахаться из одной крайности в другую – от полной свободы к жесткому ограничению, – считает Николай Булаев. – Следует подумать и о других механизмах. Возможно, вместо трех волн поступления сделать две – это дисциплинирует. Есть предложения вводить плату за подачу дополнительных заявлений – например, 100 рублей. Думаю, надо все-таки подождать года 2–3 до принятия таких мер».
Еще критичнее относятся к очередной реформе г-на Фурсенко независимые эксперты. «Рушится вся концепция ЕГЭ, где изначально было заложено, что абитуриент имеет право выбирать неограниченное число вузов, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Непонятно, кто и по каким критериям определил их число пятью, а не шестью или тремя. Кроме того, никто не сможет проконтролировать, куда нацелился абитуриент. Это нереально без создания федеральной базы данных с ограниченным доступом, которая влетит в копеечку. Но все мы знаем, на что способны юные хакеры. Издавая такой скороспелый и несовершенный приказ, господин Фурсенко еще раз расписывается в своей полной беспомощности и фактически разрушает то, что с таким скрипом строил».