Чрезвычайное и полномочное послание
Для Дмитрия Медведева Виктор Ющенко больше не президент
Кремль больше не намерен вести дела с нынешним президентом Украины Виктором Ющенко. Об этом прямо заявил в послании украинскому лидеру его российский коллега Дмитрий Медведев. Назвав политику Киева "откровенно антироссийской", господин Медведев обнародовал беспрецедентное решение: Россия не направит в соседнюю страну своего посла, пока там не сменится руководство. Президент РФ, по сути, задействовал "грузинскую схему" — никаких отношений с господином Ющенко до смены власти в Киеве. Тем самым Москва не просто включилась в президентскую гонку на Украине, как это было в 2004 году, но и ясно указала, кто именно должен в этой борьбе проиграть.
Российские власти, перманентно конфликтовавшие с нынешним руководством Украины, начиная с прихода Виктора Ющенко к власти в 2004 году, решили окончательно разорвать отношения с украинским президентом. Об этом почти прямым текстом говорится в беспрецедентно резком послании Дмитрия Медведева украинскому коллеге, которое вчера было опубликовано на сайте Кремля.
В документе перечисляются все претензии, которые накопились у Москвы к властям Украины. Первым делом Дмитрий Медведев припомнил Виктору Ющенко поставки Грузии украинского оружия, из которого, по его словам, в августе прошлого года убивали "мирных жителей и российских миротворцев в Цхинвале". Затем российский президент возмутился по поводу курса администрации господина Ющенко на вступление в Североатлантический альянс: "Руководство Украины, игнорируя мнение граждан своей страны,— не говоря уже об известной Вам позиции России,— упрямо продолжает курс на вступление в НАТО. Продолжением такой деструктивной линии являются попытки осложнить деятельность Черноморского флота России — в нарушение основополагающих соглашений о принципах его базирования на территории Украины".
Далее президент Медведев отметил, что за пятилетку правления господина Ющенко пострадали экономические и гуманитарные связи двух стран. "Под угрозу поставлено использование нашими странами фактически единой газотранспортной системы, обеспечивающей энергобезопасность России, Украины, многих европейских государств. Российско-украинские отношения подвергаются испытаниям и в результате взятой Вашей администрацией линии на пересмотр общей истории, героизацию нацистских пособников, навязывания международному сообществу националистически окрашенных трактовок массового голода в СССР 1932-1933 годов как "геноцида украинского народа". Продолжается вытеснение русского языка из общественной жизни, науки, образования, культуры, СМИ, судопроизводства",— констатировал Дмитрий Медведев. Он также обвинил господина Ющенко "в пагубной практике вмешательства государственной власти Украины в дела православной церкви".
Наконец, господин Медведев напомнил о недавнем дипломатическом скандале между Москвой и Киевом, назвав требование украинской стороны отозвать двух российских дипломатов "беспрецедентной провокацией для всего постсоветского пространства".
С учетом вышеперечисленного Дмитрий Медведев известил президента Украины о том, что "в условиях антироссийского курса украинского руководства" он решил отложить приезд в Киев нового посла РФ Михаила Зурабова. "Конкретные сроки (направления посла) будут определены позже с учетом реального развития российско-украинских отношений",— отметил президент РФ.
Впрочем, он пояснил, когда можно ждать перемен в отношениях Москвы и Киева: "В России надеются, что новое политическое руководство Украины будет готово выстраивать между нашими странами такие отношения, которые будут отвечать подлинным чаяниям наших народов".
Тем самым Дмитрий Медведев ясно дал понять, что он не намерен вести дела с Виктором Ющенко и теперь будет ждать появления на Украине нового президента, которого изберут на выборах 17 января 2010 года. Как пояснил источник в МИД РФ, "два президента, конечно, будут пересекаться на различных международных мероприятиях типа Генассамблеи ООН или саммитов СНГ, но никаких двусторонних контактов на ближайшее будущее у них не намечено".
Помощник президента РФ Сергей Приходько вчера прокомментировал заявление своего шефа, уточнив, что о разрыве или замораживании дипотношений между Москвой и Киевом речь не идет. Однако тот факт, что столь резкое послание было предано огласке, говорит об обратном. Это подтверждает и решение повременить с отправкой в Киев Михаила Зурабова, который, несмотря на то что президентский указ о его назначении послом еще не подписан, уже получил агреман от украинского руководства. Подобный шаг равносилен тому, как если бы из Киева отозвали уже действующего посла, что обычно предшествует если не разрыву, то фактически сведению к минимуму дипотношений.
Так или иначе, но подобного похолодания в отношениях с соседями у России не было со времен конфликта с Грузией в августе прошлого года. Тогда господин Медведев также заявил, что возобновление любых контактов с грузинскими властями возможно лишь при одном условии — уходе Михаила Саакашвили в отставку. Конфликт России и Украины напоминает ссору Москвы и Тбилиси еще и тем, что, как и в случае с Грузией, разладу соседей предшествовала высылка российских граждан. В 2006 году грузинские власти арестовали, а затем выслали из страны нескольких офицеров ГРУ, обвинив их в шпионаже и диверсионной деятельности. Это спровоцировало масштабное противостояние между РФ и Грузией, которое спустя два года привело к войне. Случайно или нет, но жесткое послание Дмитрия Медведева Виктору Ющенко также появилось после того, как украинский МИД потребовал отозвать двух российских дипломатов — генконсула в Одессе Александра Грачева и старшего советника посольства в Киеве Владимира Лысенко.
Впрочем, другой весомой причиной нынешнего разрыва отношений Кремля с Виктором Ющенко вполне могут быть последние действия украинского президента на крайне чувствительном для Москвы газовом направлении. Не случайно Дмитрий Медведев вчера заявил: "Высшее политическое руководство Украины в обход России договаривается с ЕС по вопросам поставок нашего российского газа и подписывает документ, абсолютно не стыкующийся с январскими российско-украинскими договоренностями".
Очевидно, президент РФ имел в виду Брюссельскую декларацию, подписанную 23 марта 2009 года Виктором Ющенко, Юлией Тимошенко и главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, которая предусматривает раздел "Нафтогаза Украины" по видам бизнеса. По словам источников на газовом рынке Украины, в соответствии с планом такого раздела "Укртрансгаз" будет контролировать транзит газа и его закачку в подземные хранилища, "Нефтегазсети" обеспечат доставку топлива на внутреннем рынке, а "Укргаздобыча" займется добычей и геологоразведкой. Такое разделение противоречит договоренностям с Россией от 19 января. Директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев рассказал, что, если разделение по видам бизнеса произойдет, "Газпром" будет вынужден продавать весь свой газ на восточной границе Украины, а "Нафтогаз" сможет пустить в трубу всех желающих поставщиков, что нарушит монополию российского концерна на транзит по украинской территории.
Между тем европейцы также предложили "Нафтогазу" повысить ставку на транзит российского газа и снизить объем его закупок в РФ в 2010 году. А вчера ряд информагентств сообщили, что Украина пошла навстречу этим требованиям. В частности, "Нафтогаз" пообещал МВФ снизить объем закупок с плановых 52 млрд кубометров до 35 млрд. В то же время ставка на транзит газа по территории Украины вырастет на 35% (до $2,65 за прокачку тысячи кубометров на 100 км с нынешних $1,7).
"Газпром" своего согласия на такие изменения не давал. В конце прошлой недели в Москве прошли переговоры экспертов "Нафтогаза" и "Газпрома", на которых украинская сторона изложила свою позицию. Однако, поскольку глава "Газпрома" Алексей Миллер находится в отпуске, украинцам попросту напомнили его июньское заявление: "Контракты подписаны и пересмотру не подлежат. Контракты действуют до 2019 года". Источник "Коммерсанта" в "Газпроме" подтвердил, что на последних переговорах никаких договоренностей достигнуто не было. Не исключено, что в этих условиях газовые проблемы было решено вынести на политический уровень, как это обычно практикуется в российско-украинских отношениях.