Жестокие игры
Пора объявлять День защиты детей... от родительских амбиций и тщеславия
Защита детей, о которой нам напоминают каждый год в первый день лета, понимается обычно как охрана их здоровья, ограждение от насилия, дурного влияния улицы и вредных привычек. Однако по большому счету защита ребенка – это надежда на то, что из него вырастет достойный, талантливый, не похожий ни на кого другого человек.
Ну, пусть не Моцарт или Пушкин, но все же вызывающий к себе уважение и повышенный интерес. Находится, впрочем, немало родителей, которым не хватает терпения дождаться этого звездного часа, и они готовы пойти на все ради минуты славы прямо сегодня. Не задумываясь, что ребенок по их милости становится если не беззащитным, то безоружным перед собственной судьбой. Можно привести множество примеров, когда малолетние гении ломались, и из них в итоге получались бездарности, а кое-кто вообще сходил с дистанции. Но если играющий на скрипке вундеркинд все же имеет шансы при помощи, поддержке, а главное, мудрости взрослых добиться признания и любви многомиллионной публики, то ребятишки, поднимающие непомерные тяжести и проделывающие рискованные трюки, становятся не более чем жертвами маминых и папиных амбиций.
В мае позапрошлого года в городе Маннапараи в южном индийском штате Тамилнад была проведена операция кесарева сечения. Это не заслуживало бы особого внимания, если бы в роли хирурга не выступил... 14-летний школьник Дхилипан Радж, не имеющий никаких врачебных навыков. Операция проходила в медицинском центре, принадлежащем отцу Дхилипана, который фиксировал рискованное предприятие на видеопленку, изредка помогая мальчику советом. Съемку вместе с заявкой на признание уникальности события г-н Радж намеревался отправить в редакцию Книги рекордов Гиннесса.
Этот вопиющий случай стал достоянием общественности после того, как тщеславный папаша продемонстрировал видео своим коллегам. Увы, они не разделили отцовских чувств. Руководство Ассоциации хирургов Индии решило привлечь Муругесана Раджа к ответственности за грубое нарушение врачебной этики. Ему грозило лишение лицензии. Видя, что над его головой сгустились тучи, Муругесан Радж поспешил стереть запись, так что дело закончилось впустую, если не считать благополучно родившегося младенца.
Клад отца Леопольда
Появление на свет вундеркинда – серьезное испытание и для родителей, и для него самого. Зачастую между отцами и детьми возникает глубокая трещина, которая проходит через всю жизнь. Так случилось с маленьким Моцартом. Папа Леопольд заставлял его заниматься с утра до вечера, и Вольфганг постоянно бился в истерике и часто болел. Отец внушал ребенку, что тот будет обязан до конца жизни выплачивать долги, сделанные ради него. На самом деле от концертов своего «чудо-чада» Леопольд получал в десятки раз больше, чем зарабатывал сам при дворе архиепископа Зальцбургского. «Ребенок так быстро все усваивает, – говорил он жене, – что нельзя терять ни минуты. Через год он будет слишком взрослым, чтобы вызывать интерес».
Случай Моцарта, конечно, уникален. Но мы и в наше время можем встретить родителей, ведущих себя в точности как Леопольд. Выход книги воспоминаний известной пианистки Полины Осетинской вызвал скандал: отец подал на нее в суд. Полина рассказала о том, как он занимался с ней музыкой в детстве. «Мрачно плюхнувшись за стол, он потребовал, чтобы я немедленно сыграла Восемнадцатый этюд Шопена. Сыграла. Начал ходить по комнате: «Быстрее! Еще быстрее! Еще раз, быстрее!». На четвертый раз у меня заболела рука, и я имела неосторожность об этом сообщить. Он подошел, разодрал на мне платье. Несколько раз ударив, швырнул головой о батарею, протащил по полу и усадил за рояль, проорав: «Играй быстрее, сволочь!». Я играла, заливая клавиатуру кровью». В один прекрасный день ее терпение иссякло. Она ушла от отца и продолжила образование под опекой опытных педагогов.
Искусство требует жертв. Но как быть с теми детьми, которые не наделены выдающимися музыкальными способностями Полины Осетинской и Евгения Кисина или самим Богом не выведены на теннисный корт, как Мария Шарапова, а их родители – все те же Леопольды?
Упал – отжался 9263 раза
Десятилетняя китаянка Хуанг Ли со связанными руками переплыла реку Янцзы. Отец девочки Хуанг Даошенг ехал рядом с ней на скутере. Когда через три часа Ли вышла на берег, ее лицо было синим от холода. Хуанг Даошенг утверждает, что его дочь сама решилась на опасный рекорд, и вскоре ей предстоит переплыть пролив Ла-Манш. «Это не опасно, – утверждает родитель. – Она отлично плавает, и я все время с ней».
Рядом с ровесником Хуанг Ли, сыном Андреем, все время находится и житель города Ливны Орловской области Евгений Кряквин. Перед мальчиком поставлена задача совершить серию заплывов через российские реки. Так, в 2007 году он за 25 минут преодолел вторую по величине реку амурского бассейна Зею. До этого на Дальнем Востоке юный пловец переплыл Босфор Восточный в Бухте Золотой Рог и канал между островами Русский и Елена во Владивостоке, а также реку Бира в Биробиджане. Г-н Кряквин рассчитывает, что в итоге Андрюша попадет в Книгу рекордов Гиннесса как покоритель самого большого количества рек.
В 2006 году 11-летняя Настя Вещикова, ученица солнцевской школы № 1011, была занесена в заветную Книгу, установив мировой рекорд по прыжкам с парашютом. За пару лет до этого Вещиковы увлеклись парашютным спортом. «Чтобы наши достижения не пропали, мы отправили запрос в Книгу рекордов Гиннесса, – рассказал Анатолий. – Нам дали заявку, что девочка в 10 лет должна выполнить 100 прыжков с высоты четыре тысячи метров». В течение года отец с дочерью ездили на аэродром в Коломне, с каждой поездкой приближаясь к рекорду. «Иногда по несколько раз в день прыгала, – вспоминает Настя. – Самое большое – девять прыжков за день. Правда, после этого уже дурно становится». Отец тоже пошел на жертвы: прыжки платные, и ему пришлось продать дорогой внедорожник. Почти все прыжки Настя выполняла в тандеме с инструктором, чемпионом мира по парашютным видам спорта. Ведь прыгать с парашютом в одиночку можно с 14 лет, но если ты весишь не менее 50 кг.
Тогда же, в 2006 году, в Книгу рекордов было занесено имя девятилетнего москвича Паши Гусейнова: он отжался 9263 раза. В спортзале одного из вузов столицы, где собралось международное судейство, мальчик почти непрерывно отжимался 6,5 часа. По правилам пятиминутный отдых делался только раз в час, чтобы попить и сходить в туалет. Родственники утверждают, что Паша обожает отжиматься, и они даже порой запрещают ему это делать, но он все равно упражняется тайком. Может сидеть и смотреть телевизор, а потом вдруг вскочить и начать отжиматься.
15-летняя Варя Акулова – самая сильная девочка планеты, что было дважды подтверждено Книгой рекордов Гиннесса. Растет Варя в Кривом Роге. В 11 лет юная украинка в трех упражнениях (жим, рывок и толчок) поднимала 350 килограммов, при этом сама весила 40. В три года она оторвала от земли свою первую «сотню», в четыре получила первый взрослый разряд. Вместо восхищения землячкой криворожцы объявили Вариных родителей фашистами, а ее саму – будущим инвалидом. Но, в конце концов, оставили в покое после того, как в город зачастили журналисты. На деньги, заработанные Варей выступлениями в цирке, Акуловы купили квартиру. И по сей день на плечах силачки держится вся семья.
Взял быка за рога
В январе этого года 11-летний мексиканский мальчик Мичелито Лагравере Пениче стал самым юным матадором, установившим мировой рекорд – в одном бою он убил сразу шесть молодых быков. Свидетелями этого чуда стали 3,5 тыс. зрителей, в том числе множество детей. До последней минуты было неясно, состоится ли бой. Мэр города Мерида первоначально наложил запрет на участие мальчика в корриде, но государственная прокуратура отменила это решение после того, как отец Мичелито подал апелляцию.
Впервые мальчик вышел на арену в четыре года, в шесть – убил своего первого быка, что было зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. В прошлом году поездка маленького матадора по Франции вызвала взрыв общественного негодования. Несколько городов запретили Мичелито убивать быков. Ребенок относится к этому спокойно. «Кто не любит корриду, пусть не суют свой нос в то, что им не нравится, – говорит он. – Никто не заставляет их смотреть бои быков. Это как если бы я запретил мальчику, участвующему в автогонках, садиться за руль – это же скучно».
Участие малолеток в автогонках пока не зафиксировано, а вот трехлетний москвич Рома Эшметов попал в «Книгу рекордов России» как самый юный машинист экскаватора. Впервые он сел за рычаги строительной техники в два года. Мальчик по многу часов проводил на работе у своего деда, жителя Зеленограда. Сначала просто наблюдал, как взрослые управляют машиной, а потом попробовал и сам.
«Действительно, мы признали это достижением, – рассказал президент информационного агентства «ПАРИ» и главный редактор «Книги рекордов России» Алексей Свистунов. – Жизнь очень многогранна, и все необычное в ней достойно именоваться рекордом. К нам приходит очень много заявок от родителей, и мы к этим заявкам относимся так же строго, как и ко всем остальным. Другое дело, что для того, чтобы по-настоящему удивлять мир, нужно много работать. Так в искусстве, так в профессиональном спорте, где начинают едва ли не с пеленок. Так и в достижениях, которые с первого взгляда могут показаться бессмысленными. Но мы всегда отсеиваем заявки на регистрацию рекордов, если они были связаны с риском для жизни и граничили с хулиганством».
Так случилось с заявкой, пришедшей в 2002 году из Воронежа. Семилетняя Валя Кобелева на глазах у телезрителей вскарабкалась на 86-метровую кирпичную трубу котельной и помахала оттуда ручкой. Этот подвиг она совершала не впервые. К экстриму ее пристрастил папа, который и сам в детстве был «труболазом». На вопрос корреспондента, зачем Валя подвергает себя такому риску, она простодушно ответила: «Хочу в конкурсе «Слабо?» выиграть машину». Правда, охрана котельной отнеслась к рекорду девочки без восторга: с трубы убрали несколько нижних скоб и поставили дополнительное ограждение.
«Конечно, все эти сомнительные достижения – банальное проявление нашего бескультурья, ответы на запросы невзыскательной толпы, – заявил руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Толкая детей на подобные подвиги, надо понимать, что здоровье и психика у них еще не окрепли. Во всех этих случаях инициатива исходит не от ребенка, а от родителей. Значит, нужно прямо говорить об эксплуатации, грубом нарушении детских прав. К сожалению, никаких механизмов воздействия на таких родителей у общества нет, кроме выработки стойкого неприятия всего пошлого, низкопробного, претендующего на сенсацию и потому всегда недолговечного, обреченного на быстрое забвение. Даже несмотря на строку в Книге рекордов».