Мафия смертна
Бедные иммигранты вытеснили крестных отцов из итальянского кино
В Москве с 22по 26 апреля прошел фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E. В российской столице это мероприятие проходит уже в 12-й раз. Как правило, в этом фестивале принимают участие работы молодых режиссеров, которые не могут похвастаться впечатляющими бюджетами, что ни сколько при этом не снижает интереса к этим фильмам со стороны зрителей, о чем свидетельствуют, кстати, и полные залы.
Для самих итальянцев ежегодный фестиваль N.I.C.E. – это попытка заявить о себе во времена повсеместного засилья продукции, выходящей с голливудского конвейера. Правда в этом году фестиваль столкнулся с экономическими трудностями по причине финансового кризиса, но, тем не менее, мероприятие все же состоялось, как и было запланировано.
Картины на суд российского зрителя были показаны самые разные - от драмы до детектива и комедии. Все эти картины являются или дебютными, или всего лишь вторыми работами наиболее многообещающих молодых итальянских режиссеров.
Так или иначе, но все представленные картины по своим сюжетам, как нельзя кстати отражают все основные аспекты жизни современной Италии. Помимо ставших уже традиционными для итальянского кинематографа тем о футболе, dolce vita и, куда без нее, мафии, в этой стране появилась еще одна «больная тема» - иммиграция. Четыре из девяти полнометражных картин фестиваля посвящены именно жизни и судьбам иммигрантов в Италии.
В целом после просмотра представленных на фестивале фильмов картина вырисовывается мрачнее некуда. Вот, например, центральная киноработа фестиваля «Порядочные люди» авторства Эдоардо Уинспиро о вернувшемся на родину в городок Лечче правильном и неподкупном прокуроре Иньяцио. Пока главный герой занимался своей карьерой в правоохранительной системе, его детская любовь Лучия добилась немалых успехов в прямо противоположной области, став правой рукой мафиозного босса ОПГ «Сакра Корона Унита», специализирующейся на торговле оружием и наркотиками, которые, кстати говоря, стали причиной смерти лучшего друга прокурора. Все бы ничего, но в дело вмешалась еще одна мафиозная группировка, попытавшаяся занять место «Короны» на рынке. После серии криминальных разборок в духе российских «лихих 90-х», единственным здравствующим представителем «Короны» осталась Лучия, которой после такого стресса идти было не к кому, кроме как к другу детства из прокуратуры. Ну а то, что любовная связь работника правоохранительных органов и криминального элемента женского пола ни чем хорошим закончиться не может, уже было неоднократно доказано и российскими кинематографистами, достаточно вспомнить относительно свежий пример в драме «Кармэн» Александра Хвана.
Еще более мрачные концовки ожидают зрителей в картинах «Парень с обложки – последняя революция» Кармине Аморозо и «Остаток ночи» Франческо Мунци. И там и там сюжет вертится вокруг румынских иммигрантов, которых в Италии не меньше, чем гастарбайтеров из Азии в Москве.
Будущий «парень с обложки» Ион с румынским паспортом приезжает за длинным рублем в Рим, где его по доброте душевной берет под свое крыло сорокалетний итальянец Микеле, занимающийся совсем нетипичным для счастливого обладателя столичной жилплощади и прописки трудом, а именно уборкой. Румын и итальянец, обнаружив между собой много общего, становятся друзьями «не разлей вода», до тех пор, пока на горизонте амбициозного и смазливого иммигранта не возникает женщина-фотограф. Забрав вещи от друга-уборщика, румын переезжает к своей любовнице с фотокамерой и попутно позирует ей в качестве модели. Впрочем длится эта идиллия недолго. Уличив свою подругу в использовании его фотографий в стиле «ню», раскаявшийся Ион на новой машине (подарок состоятельной подруги) мчится назад к брошенному другу, который, увы, его уже не ждет – хэппи енд не состоялся из-за самоубийства 40-летнего Микеле.
Итальянский кинематограф, меж тем, предлагает зрителям, не успевшим утереть слезы после «Парня с обложки», новую трагедию из жизни несчастных иммигрантов в Италии, надеявшихся обрести в этой стране dolce vita. История, показанная в «Остатке ночи» оказалась еще более беспросветной, чем во всех остальных фестивальных картинах вместе взятых. На этот раз в жертвах обстоятельств оказывается молодая девушка все из той же Румынии, уволенная с позором хозяйкой по подозрению (вполне, как оказалось, обоснованному) в краже драгоценностей. Оставшаяся без работы и крыши над головой Мария от безысходности возвращается к своему бывшему, чтобы «начать все с начала». Уже имеющая воровской опыт Мария наводит бой-френда на мысль о продолжении криминального промысла. Ионит (тоже румын) в компании с младшим братом и еще одним земляком-наркоманом, решает сорвать куш, ограбив виллу богатого промышленника, где до этого работала его подружка. Поход на дело заканчивается более чем трагически, о чем свидетельствуют сразу четыре трупа.
Не удивительно, что среди такого многообразия безрадостных картин, симпатии московских зрителей, выбиравших победителя фестиваля путем голосования, оказались на стороне «Уроков шоколада» - вполне себе веселенькой и светлой картины, не смотря на то, что героями в ней оказались все те же пресловутые иммигранты.
История режиссера Клаудио Купеллини о молодом беспринципном прощелыге Маттиа, вынужденном перевоплотиться в иммигранта и заменить курсах для кондитеров своего рабочего-нелегала из Египта, получившего по его вине травму на стройке, а заодно и хлебнуть мигрантской жизни, оказалась российским зрителям по душе, в отличие от излишнего драматизма конкурентов «Уроков шоколада». Лучшим доказательством этого послужила не только победа фильма Купеллини на фестивале, но и овации, которыми зрители наградили картину во время финальных титров.