Тройная пересадка органов
Уже этой осенью Генеральная прокуратура может прекратить самостоятельное существование. Ее функции перейдут к Министерству юстиции. В рамках той же реформы буден создан единый следственный комитет, который объединит аналогичные структуры в разных силовых ведомствах.
План слияния Минюста и прокуратуры рассматривается в администрации президента, рассказал «Ведомостям» кремлевский чиновник. По его словам, спорным пока остается формат работы Следственного комитета при Генеральной прокуратуре: его глава Александр Бастрыкин претендует на часть прокурорских полномочий.
Основную часть функций, которые сохранились за Генпрокуратурой после отделения Следственного комитета, должен получить Минюст. Прежде всего речь идет об общем надзоре — т. е. именно подчиненные Александра Коновалова получат право инициировать проверки того, как исполняются законы, практически в любых отраслях.
Функции прокуратуры сведутся к поддержанию обвинения в суде и надзору за следствием, объясняет суть реформы источник в правительстве. Ликвидировать этот орган невозможно, он упомянут в Конституции. Но ничто не мешает включить прокуратуру в состав Минюста — как подразделение, отвечающее за гособвинение. Таким образом будет воспроизведена американская модель: министр юстиции одновременно является и генеральным прокурором.
О будущем объединении знают в Генеральной прокуратуре, но этому не рады. «Зарплаты в Минюсте намного ниже», — жалуется сотрудник этого ведомства. По его словам, из-за этого многие прокуроры не согласны на перевод и уже готовы искать другую работу.
Бывший чиновник Минюста, который тоже знает о грядущей реформе, объясняет, что новые полномочия — «компенсация» за функции по регистрации, которые после реорганизации правительства в мае перешли от Минюста к Минэкономразвития. По его словам, грядущее объединение двух ведомств связано с планом создания единого следственного комитета. Сроки реализации этих планов зависят от исхода борьбы за пост главного следователя, уверен он.
В Следственном комитете при прокуратуре, по словам его сотрудника, начали продлевать контракты с работниками. Вряд ли это стали бы делать в преддверии реорганизации, надеется собеседник «Ведомостей».
Но, по словам сотрудника центрального аппарата МВД, реформа может начаться уже в конце сентября и затронет милицейское ведомство. Следственный комитет при МВД будет реорганизован так, чтобы стать в будущем частью единого следственного комитета. Остальные органы внутренних дел, по словам собеседника «Ведомостей», могут быть преобразованы: появится федеральная криминальная полиция, менее важные структуры станут милицией муниципального подчинения, а внутренние войска реорганизуют в новую независимую структуру, которую могут назвать национальной гвардией.
О планах слияния Минюста и Генпрокуратуры знают и во фракции «Единой России» в Госдуме: на рассмотрении находится ряд поправок, регулирующих полномочия прокуратуры и Следственного комитета, рассказал депутат-единоросс. Не исключено, что план реформы будет реализован во время работы над этим проектом.
Представители Генпрокуратуры и Следственного комитета при ней перспективы слияния не комментируют.
Председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников считает такую реформу «несвоевременной»: нужно еще справиться с «шероховатостями», которые сопровождали выделение из прокуратуры Следственного комитета. Создание единого следственного органа, по мнению депутата, логично, а вот Минюст и так обладает широким спектром полномочий. В его ведении служба судебных приставов, служба исполнения наказаний, координация законотворческой деятельности, которая в последние годы хромает, — хорошо бы со всем этим справиться, отмечает депутат.
Представитель правительства в высших судах Михаил Барщевский говорит, что всегда выступал за слияние Минюста с прокуратурой: часть функций они дублируют. Хотя именно сейчас прокуратура работает «близко к идеалу»: из карательного органа она превратилась в правоохранительный, доволен Барщевский.