Блок НАТО разошелся на блокпакеты
В минувшие выходные в странах, принимавших участие в саммите НАТО в Бухаресте, подводили его итоги. В Европе переживали по поводу угрозы роста напряженности на Балканах из-за отказа принять в НАТО Македонию. В Афганистане оценивали обещанную НАТО помощь. В Грузии праздновали победу, считая, что гарантию вступления в альянс Тбилиси уже получил. А в Киеве думали, как реагировать на предупреждение, сделанное Владимиром Путиным, который, по информации "Коммерсанта", на закрытой встрече совета Россия—НАТО намекнул, что в случае вступления в альянс Украина может прекратить существование как единое государство.
Угроза Кремля
Сенсацией саммита стало выступление президента РФ на закрытом заседании совета Россия—НАТО. По данным "Коммерсанта", Владимир Путин сообщил коллегам, что Москва воспринимает приближение НАТО к российским границам как реальную угрозу интересам государства, и пообещал адекватные меры. Так, президент России намекнул, что если НАТО предоставит план действий по членству (ПДЧ) в НАТО Грузии, то Россия признает Абхазию и Южную Осетию, опираясь на косовский прецедент, и тем самым создаст буферную зону между силами НАТО и своими границами.
"Впрочем, о Грузии российский президент говорил совершенно спокойно и как бы мимоходом,— рассказывает источник в делегации одной из стран НАТО.— Когда же речь зашла об Украине, Путин вспылил. Обращаясь к Бушу, он сказал: "Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!" И тут он очень прозрачно намекнул, что если Украину все же примут в НАТО, это государство просто прекратит существование. То есть фактически он пригрозил, что Россия может начать отторжение Крыма и Восточной Украины".
Между тем уже в субботу ряд околокремлевских политологов и экспертов в эфире российских телеканалов заговорили о том, что вступление Украины в НАТО чревато развалом страны и что, мол, именно поэтому Украина никогда не вступит в НАТО. Таким образом, бухарестский намек президента Путина ушел в массы.
Правда, в Киеве, похоже, то ли поздно об этом узнали, то ли пока не решили, как на это реагировать.
— Украина присоединится к ПДЧ, это очевидный факт,— заявил заместитель главы фракции "Наша Украина — Народная самооборона" Тарас Стецкив.— И никакого раскола не будет, это не тот вопрос, который может расколоть страну. Цель этих разговоров — запугать, нагнать страшилок. А России я бы посоветовал принять как данность, что Украина будет в НАТО.
Другой депутат из комитета по вопросам евроинтеграции верховной рады Украины Андрей Шкиль заявил, что подобные заявления украинские власти расценивают как вмешательство во внутренние дела Украины. "Цель у этих угроз одна — не выпустить Украину с внешнеполитической орбиты Российской Федерации,— уверен господин Шкиль.— Но если мы найдем хотя бы одно подтверждение того, что Россия вмешивается в наши дела не только на вербальном уровне, наша реакция будет адекватной".
Некоторые украинские и российские эксперты уверены, что проволочка с предоставлением Украине ПДЧ связана в первую очередь с необходимостью именно на саммите в Бухаресте получить от России содействие в транспортировке грузов НАТО в Афганистан. "Расправа над "Талибаном" и логическое завершение операции в Афганистане чрезвычайно важны для Буша. Однако уже осенью, до выборов президента в США, эта проблема должна быть решена,— считает эксперт из российского Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.— А когда "Талибан" будет разгромлен, Россия потеряет главный козырь в своем торге с НАТО, и уже в декабре на встрече министров иностранных дел НАТО у альянса не останется существенных причин для отказа в ПДЧ Украине".
"Президент Буш боролся за нас как лев"
Уезжая из Бухареста, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил журналистам:
— Грузия обязательно будет в НАТО, о чем четко заявили все европейские лидеры, и это лучший результат, чем собственно предоставление плана действий.
— Но если Россия будет и дальше мешать Грузии, то вы можете не скоро получить ПДЧ,— сказали президенту.
— Знаете, Россия пыталась сделать все, чтобы Грузия не получила план вступления в альянс,— сказал господин Саакашвили.— Она прибегала к шантажу и давлению, но все равно получила обратное. В итоговом коммюнике прямо обозначено: главы 26 государств дали нам гарантии и взяли на себя обязательство принять Грузию и Украину в НАТО.
А вчера в эфире грузинской телекомпании "Рустави-2" Михаил Саакашвили подробно рассказал, как Германия настаивала на принятии в отношении Грузии и Украины формулы "ПДЧ без гарантии присоединения", а затем предложила разработать "план действий для перехода к плану действий". Однако, по словам Михаила Саакашвили, США, балтийские государства и Польша отстояли Грузию. "Они боролись за нас так, как борются страны за собственные интересы, и мы этого никогда не забудем,— в свойственной ему эмоциональной форме сказал грузинский президент.— Мы уже знаем, кто наши истинные друзья". По словам Михаила Саакашвили, Джордж Буш и лидеры ряда стран "до шести часов утра спорили с лидерами Германии и Франции".
— Наши друзья пригрозили, что если решение не будет принято по Украине и Грузии, то они не подпишут итоговое коммюнике и пересмотрят свои отношения в рамках ЕС,— делился подробностями с телезрителями президент Саакашвили.— Президент Буш боролся за нас как лев, и в конце концов появилась запись, что Украина и Грузия обязательно станут членами НАТО. Это политическая гарантия. Ни одна страна заранее не получала такую гарантию.
А вспомнив о своем главном обидчике президенте Путине, Михаил Саакашвили процитировал грузинскую поговорку: "Мышка настойчиво рыла ямку и в конце концов выкопала кошку".
Балканский вопрос как удар по НАТО
В самой Европе отказ в ПДЧ Украине и Грузии считают не самым значительным разочарованием. Первым и, пожалуй, самым очевидным успехом НАТО в Бухаресте стало расширение альянса за счет Албании и Хорватии. А затем страны—участницы альянса приняли решение, что уже на следующем саммите ПДЧ получат Черногория и Сербия. Это означает, что действия США на Балканах получили логическое завершение, и это, без сомнения, пойдет "в копилку добрых дел" Джорджа Буша.
Однако всю политику США в регионе может поставить под удар отказ в приеме в НАТО Македонии, и для членов альянса это стало самым большим провалом саммита.
— Македония заслуживала большего, чем Албания и даже Хорватия,— говорит один из членов македонской делегации.— Мы провели серьезные демократические преобразования, реформировали свою армию, а в итоге нам сказали: "Нам не нравится ваше название". Этот саммит показал, насколько формалистской является эта организация. Македонцы не исключают, что после отказа во вступлении в альянс страна получит огромную проблему в лице мощной албанской диаспоры, которая после косовского прецедента вполне может заявить о желании присоединиться к Албании, ставшей в отличие от Македонии членом НАТО.
— Чтобы вы поняли, что такое албанское лобби в Македонии, скажу только, что в Македонии повсюду висят два флага — македонский и албанский,— сказал член македонской делегации.
Примечательно, что, когда генсеку НАТО Яапу де Хоопу Схефферу задали на брифинге вопрос, может ли отказ Македонии спровоцировать новую войну на Балканах, он ушел от ответа, сообщив только, что отказ в приеме Македонии — это реальность, которую надо принять.
Интересно, что отношение к Греции, заблокировавшей вступление Македонии в альянс, на этом саммите было почти таким же, как к России, не пустившей в НАТО Грузию и Украину. В неофициальных беседах европейские чиновники говорили, что решение в отношении Македонии как минимум несправедливо, но никто не в силах изменить правила игры в НАТО, часто позволяющие одной стране манипулировать целым блоком.
Козырь в руках у Москвы
Пожалуй, самым важным итогом саммита в Бухаресте стали договоренности по афганскому вопросу. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер и генсек ООН Пан Ги Мун пообещали Афганистану не только военную, но и финансовую помощь. Главный акцент новой афганской политики НАТО сделан на формирование в Афганистане собственных сил безопасности, которые и будут воевать с талибами. Впрочем, чтобы этот проект был осуществлен быстро и эффективно, без помощи России альянсу не обойтись.
Однако Россия до последнего дня тянула с решением по вопросу о предоставлении транзита в Афганистан для НАТО и согласилась "договориться о транспортировке грузов для обеспечения армии НАТО в Афганистане" только накануне саммита. Это решение огласил уже в Бухаресте глава департамента МИДа по европейским связям Сергей Рябков, констатировавший, что Россия может сотрудничать с НАТО, "даже несмотря на противоречия".
Впрочем, переговорный процесс еще продолжается. Предстоит заключить соглашение о воздушном транзите грузов в Афганистан и приступить к переговорам о более дешевом наземном транзите. Ясно, что, пока эти вопросы не решены, у Москвы остается мощный рычаг воздействия на НАТО.
Осуществляя транзит, Россия также получает прямое влияние на афганский политический проект, который исключительно важен для американцев и всего НАТО. А заодно возможность контроля над военным присутствием НАТО и США в Центральной Азии.
Впрочем, уже к следующему саммиту НАТО через год афганский вопрос может быть в целом решен за счет формирования боеспособной афганской армии, и для НАТО надобность в российском транзите отпадет. Тогда у России останется гораздо меньше возможностей влиять на НАТО. Возможно, осознавая это, Владимир Путин на пресс-конференции в Бухаресте привел решающий аргумент, предназначенный для членов альянса: он напомнил, что Россия остается мощной ядерной державой.