Сила слова
Еще один столичный журналист задержан за вымогательство
Сотрудники столичного УБЭП вчера объявили о задержании политического обозревателя «Экспресс-газеты» Феликса Медведева. По версии следствия, 66-летний журналист вымогал у одного из руководителей группы «Базовый элемент» («Базэл») 42 тыс. долл. за отказ от публикации компрометирующих материалов о самом бизнесмене и членах его семьи. Как сообщил Интерфакс, по данным некоторых источников, «героем» этих статей якобы мог быть сам владелец холдинга Олег Дерипаска. За последние дни это уже второй случай задержания журналиста по подозрению в вымогательстве. В минувшую субботу решением Тверского райсуда был арестован редактор телекомпании ВТВ Олег Лурье. По данным следствия, он также вымогал 80 тыс. долл. с известного бизнесмена, ныне члена Совета Федерации Владимира Слуцкера и его супруги Ольги, владелицы сети фитнес-клубов.
Как рассказали в УБЭП, информация о том, что Феликс Медведев «зачастил» в компанию «Базэл», появилась у оперативников в конце прошлого года. Тогда, по данным нашего источника, журналист рассказал одному из помощников руководителя «Базэла», что располагает «компрометирующим и убийственным» материалом не только на самого главу компании, но и членов его семьи.
В ходе этой беседы, по данным следствия, журналист подчеркивал, что намерен опубликовать эти сведения в печатных СМИ, а также в Интернете. При этом обозреватель упоминал, что пришел к бизнесменам якобы по поручению редакции и от самого главного редактора «Экспресс-газеты». Помощник бизнесмена поинтересовался, что журналист хочет, «чтобы эта информация не появилась никогда». На это, по версии следствия, г-н Медведев ответил якобы, что было бы неплохо, если бы ему каждый месяц платили по 10 тыс. долл. Помощник предпринимателя сказал, что передаст этот разговор своему руководству и свяжется с журналистом. Как только обозреватель ушел, помощник связался с редакцией, где ему сообщили, что г-н Медведев действительно работает в газете, но его с ноября никто не видел и никаких поручений для сбора информации о «Базэле» не давал. Бизнесмен обратился в милицию, и Главное следственное управление (ГСУ) при ГУВД по Москве возбудило дело о покушении на мошенничество, сопряженное с вымогательством.
Все переговоры велись в кабинете помощника сотрудника холдинга, и оперативники установили там аудио- и видеоаппаратуру. «В ходе переговоров Медведев предложил скидку - выплачивать ему не по 10 тыс. долл. ежемесячно, а по 7 тыс. долл., - рассказал руководитель пресс-службы УБЭП Филипп Золотницкий. - При этом он поставил условие, что в таком случае эти деньги ему должны выплатить единовременно за полгода в размере 42 тыс. долл.». Передачу денег назначили на 29 января в центральном офисе «Базэла». «Когда Медведев получил деньги, он их пересчитал, затем переложил в сумку и уже собирался уходить, как вдруг заявил, что готов вести переговоры об издании книги о любом ведущем топ-менеджере холдинга, но это уже будет стоить 20 тыс. долл.», - рассказал источник, близкий к следствию. После этого оперативники задержали его. Сначала журналист заявил, что выполнял распоряжение главного редактора, но эта информация позже не подтвердилась. Ввиду того, что журналисту 66 лет и он проживает в Москве, следствие не стало настаивать на его аресте и ограничилось подпиской о невыезде.
В «Экспресс-газете» нашему корреспонденту вчера заявили, что «для нас этот человек (Медведев) абсолютно посторонний». «Он проработал у нас с мая прошлого года, но в редакции появлялся редко, а с ноября вообще перестал выходить на работу, - рассказал заместитель ответственного секретаря Михаил Панюков. - Я ему звонил, просил прийти и написать заявление об уходе. Он ответил, что пишет какую-то книгу и приехать не может. Только в январе, после новогодних праздников, он объявился в редакции и написал заявление по собственному желанию. С 20 января он у нас не работает».
В самой компании «Базэл» сказали, что «к ним периодически поступают предложения о блокировке негативных публикаций за деньги, это надоело, и мы сообщили об этом случае в правоохранительные органы».
Что касается ареста Олега Лурье, то это уголовное дело было возбуждено прокуратурой Москвы еще в декабре 2006 года по факту вымогательства 80 тыс. долл. с сенатора Владимира Слуцкера и его супруги Ольги. Позже дело было передано в Следственный комитет (СК) при МВД, и в нем появилась еще одна статья - мошенничество. По данным следствия, журналист неоднократно звонил сначала г-же Слуцкер с предложением заплатить ему 50 тыс. долл. за то, чтобы не размещать статьи с информацией о ее прошлом. Затем журналист позвонил и самому сенатору, заявив, что уже опубликовал статьи в трех интернет-изданиях - compromat.ru, stringer.ru, anticompromat.ru. За снятие этих статей, по данным следствия, он затребовал еще 30 тыс. долл. При этом г-н Лурье заявил, что в случае отказа опубликует еще несколько статей с гораздо худшим содержанием. Сенатору ничего не оставалось, как пойти на сделку.
В ходе переговоров, по данным следствия, было решено передать сумму не всю сразу, а частями, но с условием, что после первой выплаты журналист снимет публикации со всех сайтов, а получив остальные деньги, вообще не будет ничего больше писать про чету Слуцкер. Однако журналист, по версии следствия, не сдержал слова и, получив почти 22 тыс. долл., статьи так и не снял. После этого сенатор написал заявление в прокуратуру.
В декабре 2007 года следствие уже собиралось предъявлять журналисту обвинение, но он выдвинул свою кандидатуру в депутаты Госдумы от партии «Справедливая Россия», но не прошел и сразу зарегистрировался в другом списке - от района Кузьминки. Посчитав, что г-н Лурье таким образом пытается уйти от наказания, 25 января следователи провели обыски в его квартирах и загородном доме, а на следующий день обратились с ходатайством в суд об аресте.
В связи с этими событиями вчера с рядом заявлений выступило руководство Союза журналистов России (СЖР). "Я плохо отношусь к этому. Я прямо скажу, мне стыдно, что в нашем цехе есть такие ситуации, - сказал председатель СЖР Всеволод Богданов. - Это не только нарушает традиции российского журнализма, которому 300 лет, а это нарушает этику нашей профессии". «Позиция СЖР предельно проста: все, что связано с журналистами, нас интересует, и мы не можем стоять в стороне, - заявил генсекретарь СЖР Игорь Яковенко. - Мы начали разбираться в этой ситуации, пытаемся по своим каналам что-то выяснить и понять, есть ли здесь место для нашего вмешательства».