Министр ответит за целующихся милиционеров
Директор Третьяковской галереи Валентин Родионов подал в суд на министра культуры Александра Соколова
Причиной иска к министру культуры стали его высказывания в адрес выставки "Соц-Арт. Политическое искусство в России",которую Государственная Третьяковская галерея проводит в Париже. В экспозицию помимо работ молодых российских художников вошли произведения таких признанных величин в искусстве, как Илья Кабаков, Виталий Комар, Александр Меламид, Гриша Брускин, Дмитрий Пригов. Эти имена в министерской протекции не нуждаются, художники активно выставляются во всем мире.
Скандал, разразившийся в Москве перед открытием выставки, заставил многих заговорить о цензуре и симптоматичном для современной России негативном отношении к современному искусству.
Несколько недель назад Соколов назвал выставку "позором для России и порнографией". Целомудрие министра особенно оскорбили вызвали "Эротические картинки" и "Целующиеся милиционеры". "Третьяковская галерея не должна пачкаться этим контекстом", - заявил тогда министр культуры. Примерно в это же время в недрах Министерства культуры созрел закон о запрете порнографии, озвученный заместителем министра Павлом Пожигайло.
Порнографию пока оставили в покое, а парижане в итоге увидели выставку в усеченном виде: работ, которые не понравились Соколову, там не было. По словам кураторов "Соц-Арта", из экспозиции исключили около 80 произведений.
Андрею Ерофееву, куратору "Соц-Арта", завотделом новейших течений Третьяковской галереи, высказывания Соколова напомнили по стилистике государственную риторику времен 1930-х годов. "В советское время чиновники пытались руководить культурой, имея об этом архаические представления, - отметил он. - Сейчас пришло новое время: не существует четкой государственной политики в отношении отечественной культуры". Отвечая корреспонденту "Газеты" на вопрос, могут ли чиновники от жестких высказываний перейти к конкретным действиям и возродить цензуру, Ерофеев заявил: "Подобные прецеденты возможны, пока в России не будут созданы институции, которые занимаются актуальным искусством". Куратор "Соц-Арта" считает, что в России до сих пор нет музея современного искусства, а Третьяковка выполняет компенсаторную функцию, в то время как за рубежом существуют музеи не только XX, но и XXI века. "В России необходим музей современного искусства со своим экспертным советом", - отметил он. Известный культуролог Даниил Дондурей считает, что даже если ставшая знаменитой фраза о позоре и является личным мнением министра Соколова, она все равно будет иметь значение для культурной политики страны. "Это его попытка очертить будущие границы государственной культурной политики, поставить новые идеологические шлагбаумы", - объяснил Дондурей корреспонденту "Газеты".
Александр Соколов заявил, что считает поступок директора Третьяковской галереи неадекватным. Министр культуры настаивает: кураторам выставки "надо было работать внимательнее и, конечно, не засорять настоящую выставку тем мусором".
Галерист Марат Гельман, регулярно экспонирующий картины, аналогичные тем, что вызвали негодование Александра Соколова, сказал "Газете": С моей точки зрения, Родионов поступил очень верно, поставив репутацию музея выше отношений с министром. Высказывания Соколова были, безусловно, абсурдны, а Родионов поддержал традицию защиты художников перед властью. Когда Госдума пыталась запретить спектакль "Дети Розенталя", директор Большого театра поступил подобным образом. Он заявил тогда, что, пока он директор, он и руководит театром".