Цена победы
Болельщики уверены, что их спортивные кумиры получают слишком много денег
Подходит к концу год, и в мире спорта начинают подводить итоги, в том числе и финансовые. То есть, проще говоря, считать деньги в чужих карманах. Причем любопытно, что общественное мнение в данном вопросе категорично – по мнению большинства болельщиков, гонорары атлетов являются неоправданно огромными. Это относится и к российским спортсменам – в первую очередь футболистам и хоккеистам.
Известный английский журнал FourFourTwo составил традиционный список самых богатых футбольных деятелей Туманного Альбиона, и опубликованные цифры на самом деле поражают воображение. Все верхние места, как это и должно быть, оккупированы фамилиями владельцев клубов во главе с хозяином «Челси» Романом Абрамовичем. Понятно, что суммы их состояния измеряются в миллиардах фунтов стерлингов, но и футболисты, говоря откровенно, совсем не бедствуют. Так, благосостояние знаменитого Дэвида Бекхэма оценивается приблизительно в 112 млн. фунтов. Банковский счет Майкла Оуэна, которого в свое время называли «золотым мальчиком», в три раза меньше, но при этом он идет на втором месте. Форвард «Манчестер Юнайтед» Уэйн Руни делит третью строчку с популярным, но не блещущим в настоящее время коллегой по амплуа Робби Фаулером – у них в активе по 30 млн. фунтов.
Надо понимать, что эти деньги не являются чистым показателем, так сказать, футбольного качества упомянутых игроков. Лучшие годы Бекхэма уже позади. То же самое можно сказать и относительно Фаулера, выступающего сейчас в достаточно скромном клубе «Кардифф Сити». Здесь, пожалуй, стоит говорить о рекламной привлекательности того же Бэкса или умении Фаулера удачно вложить средства в недвижимость. В Манчестере, где находятся частные владения Робби, у футбольных фанатов даже есть песня, которую они исполняют на мотив битловской «Желтой подводной лодки»: «Мы все живем в доме Робби Фаулера». На поле футболисты премьер-лиги зарабатывают только часть своих миллионов. Так, оклад капитана «Челси» Джона Терри – 130 тыс. фунтов в неделю, и по этому показателю он один из лидеров английского футбола, однако в верхней части списка богатейших игроков Туманного Альбиона его нет.
Говоря о доходах представителей других видов спорта, стоит также заметить разницу между основным и дополнительным заработками. Так, бельгийская теннисистка Жюстин Энен, с блеском завоевавшая чемпионский титул на итоговом турнире в Мадриде, за минувший год заработала почти 5,4 млн. долларов. Однако Мария Шарапова, для которой нынешний сезон был в целом неудачным, пополнила свой банковский счет куда более солидной суммой. На корте самая популярная теннисистка мира заработала 1,76 млн. долларов, зато еще около 25 млн. получила по спонсорским контрактам. Возможно, это кому-то покажется удивительным, но что уж там Энен – даже Роджер Федерер за год зарабатывает чуть ли не меньше, чем Шарапова. Так, в сезоне 2006 года великий швейцарец уступил нашей Маше в рейтинге доходов. А в нынешнем получил около 7,5 млн. долларов призовых (без учета заключительного Masters Cup в Шанхае) и еще 25 млн. от рекламодателей.
Кстати, если говорить о средних зарплатах в профессиональном теннисе, то они не так уж и велики, как это принято считать. К примеру, сотый номер мирового рейтинга австралиец Крис Гуччионе заработал в минувшем году чуть более 200 тыс. долларов. А двухсотый – чех Ян Минарж – всего 28 тысяч. На эту сумму по турнирам особо уже и не поездишь, на оплату авиабилетов и гостиниц только-только хватит. Но Федерер, спору нет, человек богатый. Больше него за минувший год в мировом спорте, не считая американцев (о них ниже), заработал только бразильский футболист Роналдинью (33 млн. долларов) и автогонщик из Испании Фернандо Алонсо (35 млн.).
Неудивительно, что простые смертные болельщики считают атлетов слишком богатыми людьми. Точнее, незаслуженно богатыми. Так, английские футбольные фанаты согласно проведенному голосованию считают, что средний оклад игрока премьер-лиги не должен превышать 60–70 тыс. фунтов в год. То есть суммы, почти в сто раз меньшей нынешней зарплаты того же Терри.
В Америке в целом также отрицательное отношение к огромным доходам спортсменов. Не зря во время недавнего локаута в Национальной хоккейной лиге общественное мнение было вовсе не на стороне спортсменов, яростно сопротивлявшихся попыткам ограничить их доходы. Между тем среди лидеров в списке самых богатых спортсменов США – «индивидуалисты». Годовой доход гольфиста Тайгера Вудса – около 100 млн. долларов, его коллеги Фила Микельсона – почти в два раза меньше. Это лидеры рейтинга 2007 года. Кстати, пропорция между призовыми деньгами и спонсорскими вливаниями у обоих примерно 1 к 10. Боксер Оскар де ла Хойя в 2007-м только за бой с Флойдом Мэйвезером заработал 25 млн. долларов, а еще $28 млн. получил от телезрителей, заплативших за трансляцию. Баскетболист Шакил О’Нил зарабатывает на площадке 20 млн. долларов в год, а от рекламы получает «только» 15 млн.
В российском спорте информация о зарплатах по-прежнему держится в строжайшем секрете. Доходы спортсменов и тренеров у нас традиционно афишировать не принято. От налоговой, что ли, прячутся? Или боятся навлечь гнев народа? Сведения о заработках спортивных знаменитостей поступают исключительно по неофициальным каналам. Так, согласно этим источникам, годовая зарплата одного из ведущих футболистов страны, капитана сборной России Андрея Аршавина составляет 3 млн. евро. Вообще во всех ведущих российских клубах есть свои миллионеры, то есть те, кто получает в год больше миллиона евро. Зарплата в 50 тыс. евро в месяц давно стала средней. На периферии она равняется 25–30 тыс. Дублеры, которых только подпускают к основному составу, получают 3–5 тыс. Не будем забывать, что футболисты имеют не только зарплату, но и премиальные за каждую победу. В разных командах она колеблется от 10 до 50 тыс. евро на «лицо». Причем эти суммы спортсмены получают нередко «чистыми», то есть уже после выплаты всех налогов.
Конкурировать с футболистами вполне способны и отдельные баскетболисты. По некоторым данным, лидер ЦСКА грек Теодорос Папалукас по новому контракту получит 7 млн. евро за два сезона. Ему на пятки с 6 млн. (также за два сезона) наступает одноклубник Джон Роберт Холден. В то же время зарплата молодых россиян, которые проводят на площадке немного времени, составляет порядка 160 тыс. евро за два года. Причем надо отметить, что в баскетболе отсутствует система премиальных выплат.
В хоккее, как ни странно, в среднем платят поменьше, чем в футболе, но число миллионеров здесь больше. Так, в Европе (не будем сравнивать нашу лигу с НХЛ) считается удачным контракт, подписанный на 250 тыс. евро в год. Без вычета налогов. В России такую сумму получают хоккеисты четвертого звена. Игрок второй пятерки может рассчитывать на 700 тыс. евро. А такие знаменитости, как Алексей Морозов, Алексей Яшин, Олег Твердовский, Максим Сушинский, начинают вести переговоры, отталкиваясь от цифры в миллион евро. Волейболистам о таких заработках приходится только мечтать. Игроков, получающих в год миллион евро, в этом виде спорта единицы. По слухам, зарплата Сергея Тетюхина составляет 1,2 млн. евро. Такой же порядок цифр и у других лидеров российского волейбола. Мастера средней руки получают 300–500 тыс. евро в год. Начинающие и подающие надежды довольствуются зарплатой около 25 тыс. евро за сезон.
Отдельная тема – зарплаты в женских командных видах спорта. Например, примы баскетбола и волейбола миллионершами еще не стали, но зарплата порядка 350–400 тыс. евро в год тоже выглядит солидно. Ведущие футболистки счастливы, если получают 10 тыс. евро в месяц. А вот если говорить о представителях большинства индивидуальных дисциплин, их доходы тоже значительно увеличились за последние годы благодаря растущим призовым выплатам и государственным стипендиям. Однако до футбольного или хоккейного уровня даже звезды пока не дотягивают.