Половая рокировка
В Аргентине власть перешла от мужа к жене
Вчера стали известны результаты президентских выборов в Аргентине. Как и ожидалось, новой главой государства станет Кристина Фернандес де Киршнер, жена действующего президента Нестора Киршнера. В воскресенье 27 млн аргентинских избирателей решали, кто из 14 кандидатов займет президентское кресло. На момент подписания номера было подсчитано 96% голосов избирателей. Согласно этим результатам Кристина Киршнер, представлявшая партию ее мужа «Фронт за победу», набрала 45% голосов. Это гарантирует ее победу уже в первом туре.
10 декабря состоится инаугурация первой аргентинской женщины-президента, избранной в ходе голосования.
Окончательные результаты выборов стали известны только вчера вечером. Однако Кристина Киршнер выступила с победной речью еще в воскресенье в одном из отелей Буэнос-Айреса. «Мы победили с большим преимуществом, - сказала она своим последователям. - Но это не дает нам каких-либо привилегий, наоборот, на нас легла еще большая ответственность». Как показали дальнейшие события, преждевременная радость была оправданна. Киршнер победила уже в первом туре. Согласно аргентинскому законодательству для этого кандидату необходимо набрать либо 45% голосов избирателей, либо 40% голосов при условии, что второй по популярности кандидат будет отставать от него как минимум на 10%. Киршнер обошла свою главную соперницу Элису Каррио более чем на 20%.
Кристину Киршнер уже давно сравнивали со знаменитой Эвитой, женой бывшего президента Аргентины Хуана Доминго Перона. Перон занимал президентский пост три раза: с 1946-го по 1952-й, с 1952-го по 1956-й и с 1973 по 1974 год. Начало его карьеры президента аргентинцы вспоминают как блестящий период подчас именно из-за того, что в это время с ним была Эвита Перон. До своей смерти в 1952 году она обладала огромной популярностью среди простых жителей Аргентины и стала главным идеологом своей страны.
Такой же статус сейчас и у Кристины Киршнер. Она тоже жена весьма популярного президента, тоже происходит из бедной семьи (Киршнер - дочь простого водителя автобуса, Эва Перон - провинциальная актриса), и ее авторитет тоже сравним с авторитетом жены Хуана Перона. Несмотря на то что Киршнер неоднократно опровергала, что пытается копировать Перон, аргентинские дизайнеры уже увидели сходство в их гардеробе. А на многотысячных митингах, где так часто выступает Киршнер (и выступала Перон), нередко появляются плакаты с ее фотографией, подписанные именем Эвита. Только что избранная президент вне зависимости от ее желания уже стала второй Эвитой Аргентины. Впрочем, в отличие от Эвы Перон Кристина теперь будет властвовать не только над умами своих соотечественников, она будет полноправно управлять всей страной.
Директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов представил «Газете» свою точку зрения по поводу смены президентской власти в стране. По его мнению, настоящие причины ухода Нестора Киршнера и прихода к власти его супруги могут быть глубже, чем кажется. «Популярность Нестора Киршнера легко позволила бы ему переизбраться на президентский пост, - считает эксперт. - Возможно, Киршнер затеял игру, цель которой - вновь стать главой государства уже после того, как истечет срок полномочий его жены, или же он действительно серьезно болен». По словам Гусейнова, от Кристины Киршнер стоит ожидать прежде всего продолжения политики мужа.
Уходящий президент оставил для своей жены весьма благодатную почву для политической карьеры. За четыре года он сумел вывести Аргентину из глубокого экономического кризиса, пик которого пришелся на зиму 2001/02 года. Покидающему свой пост в декабре текущего года президенту удалось обеспечить ежегодный восьмипроцентный рост ВВП Аргентины.
Очевидно, главной задачей его жены станет сохранение этого роста. Согласно результатам голосования популярность Кристины Киршнер в больших городах заметно ниже, чем в провинции. Средний класс ждет от нового президента не только пламенных заявлений, но и эффективной экономической политики.
Впрочем, пока Кристина Киршнер стремится увлечь за собой низшие классы аргентинского общества. Политик уже назвала свои главные экономические приоритеты: борьбу с бедностью и нехваткой рабочих мест. Кроме того, она неоднократно заявляла о своих социалистических воззрениях. По словам Киршнер, она солидарна с президентом Венесуэлы Уго Чавесом и лидером Боливии Эво Моралесом. Оба политика - популисты-социалисты, способные своими антиамериканскими речами воспламенять сердца масс. Ожидается, что политика Аргентины при Кристине Киршнер в отношении США будет еще холоднее, чем во время президентства ее мужа.
«Что касается российско-аргентинских отношений, то при Несторе Киршнере они развивались успешно, - рассказал «Газете» Вагиф Гусейнов. - В 2006 году двусторонний товарооборот составил $1,1 млрд, увеличившись по сравнению с 2005 годом более чем в полтора раза». Учитывая преемственность политики супружеской четы Киршнеров, эта тенденция может сохраниться.