Исторический припадок
Больше недели продолжается скандал, вызванный обсуждением книги для учителя "Новейшая история России 1945-2006 гг.". За шумихой никто не заметил, что Госдума в срочном порядке приняла поправки к закону "Об образовании", обязывающие учителей преподавать только по рекомендованным учебным пособиям. Вероятно, по таким, как "Новейшая история".
Скандал вокруг книги вышел за рамки научного обсуждения после встречи 21 июня в Ново-Огареве Владимира Путина с делегатами Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук. На встрече президент много говорил о патриотизме и роли истории и обществоведения в воспитании подрастающего поколения. А также о роли современных учебников: "Научное и методическое обеспечение гуманитарной сферы образования сегодня иногда, скажем так мягко, запаздывает: опаздывает и с современными учебниками, и с подготовкой самих специалистов, самих педагогов. Практически нет пособий, которые глубоко и объективно отражали бы события новейшей истории нашего Отечества".
Говоря все это, президент не мог не знать, что хотя бы два таких пособия уже есть: учителя, с которыми он встречался, как раз и съехались в Москву на проходившую в рамках конференции презентацию двух книг -- "Новейшая история России 1945-2006 гг." и "Глобальный мир в XXI веке".
На конференцию пришли министр образования и науки Андрей Фурсенко и первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков. Таким составом пособия для учителей не презентовали никогда. И вскоре стало понятно почему: уже после встречи с президентом один из авторов "Новейшей истории России 1945-2006 гг." Павел Данилин, известный пользователям "живого журнала" как leteha, написал в своем сетевом дневнике: "Вы сколько угодно можете поливать меня грязью, а также исходить желчью, но учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут, и так, как нужно России".
Вслед за этим другой исследователь, принимавший участие в работе над книгой, известный политолог Оксана Гаман-Голутвина в интервью в "Независимой газете" отказалась от своего авторства, сообщив, что лишь консультировала создателей учебника по отдельным историческим периодам, а сам проект назвала позором. Впрочем, уже на следующий день в "Интерфаксе" она сообщила, что была неправильно понята: "Позором я назвала некорректную дискуссию, которая развернулась в том числе с участием некоторых авторов учебника в интернете, а ни в коем случае не сам проект. Свое участие в нем я не прекращала".
Кончилось тем, что в воскресном эфире 8 июля государственные каналы показали сюжеты в защиту книги.
Издание, ставшее причиной скандала, поступило в редакцию от неизвестных доброжелателей. Беглое изучение книги показало, что она вышла в издательстве "Просвещение" тиражом 10 тыс. экземпляров. На обложке автор один -- Александр Филиппов, но на оборотной стороне титульного листа значатся еще шесть фамилий, которым автор выражает благодарность за участие в работе над книгой. Помимо известных ученых, например руководителя Центра международных исследований Института США и Канады РАН Анатолия Уткина и участвовавшей в скандале политолога Оксаны Гаман-Голутвиной, среди них есть уже упомянутый шеф-редактор портала Кремль.Орг Павел Данилин, написавший главу "Суверенная демократия". Кроме всего прочего, Данилин известен как автор брошюры "Гламурный фашизм" с предисловием лидера "Наших" Василия Якеменко.
Об Александре Филиппове, руководителе авторского коллектива, выяснилось, что в прошлом он учитель истории, а ныне заместитель директора Национальной лаборатории внешней политики (как указано в выходных данных книги, она создана при поддержке этой организации). У лаборатории есть сайт, на котором указано, что НЛВП -- это "некоммерческая организация, специализирующаяся на экспертизе и разработке стратегий в области внешней политики, содействующая органам государственной власти в подготовке и осуществлении внешнеполитических решений". Деятельность лаборатории описывается так: "НЛВП ведет разработку стратегий, направленных на достижение приоритетной внешнеполитической цели России -- становления новой системы мирового порядка".
Чтобы узнать дальнейшие подробности появления "Новейшей истории", я обзвонила несколько человек из научных, издательских, образовательных и политических кругов. Ни один из них не согласился, чтобы его имя было упомянуто в печати. Некоторые были готовы говорить на условиях анонимности, другие вовсе отказывались от комментариев. Более всего меня поразил один из опрошенных, который сначала согласился выступить анонимно, а затем попросил прислать записанное для сверки.
По словам моих анонимных собеседников, книгу заказали непосредственно в администрации президента. Из администрации были даны и указания по формированию оценок исторических деятелей: "Условно такие: Сталин -- хороший (утвердил вертикаль власти, но не было частной собственности); Хрущев -- плохой (ослабил вертикаль); Брежнев -- хороший по тем же критериям, что и Сталин; Горбачев, Ельцин -- плохие (развалили страну, однако при Ельцине возникла частная собственность); Путин -- лучший управленец (укрепил вертикаль власти и частную собственность)".
Источник, близкий к администрации президента, подтвердил мне эту информацию и рассказал, что еще в конце прошлого года рукописей сочинения по новейшей истории было несколько. Например, одна из них была написана лидером движения "Евразия" Александром Дугиным. Но ее в разработку не взяли. В январе в издательство "Просвещение" была направлена рукопись, созданная под руководством Филиппова. Дальнейшие события (презентация на конференции и слова президента на встрече с учителями) показали, что именно ей уготована долгая жизнь.
Глава издательства "Просвещение" Александр Кондаков уверял меня, что "Новейшая история России 1945-2006 гг." не будет "единственно возможной" для учителя: "Вариативность никто не отменял. По сути это первая попытка создания пособия в соответствии с требованиями общеобразовательного стандарта второго поколения. Сейчас готовится уже второе издание книги с учетом всех замечаний и рекомендаций, в том числе полученных на конференции. Думаю, к сентябрю она будет готова. Также мы готовим учебник по истории. К осени, я надеюсь, закончим. Учебник будет обсуждаться широкой аудиторией, мы разошлем его во все регионы и посмотрим, как к нему отнесутся учителя".
По словам моих анонимных собеседников, на учительской конференции тоже говорили о "вариативности" и даже Владислав Сурков обещал, что это пособие не будет обязательным для учителей. Однако мне удалось получить стенограмму заседания комитета Госдумы по образованию и науке, на котором обсуждались поправки к закону "Об образовании". Ее изучение ставит обещанную "вариативность" под сомнение.
25 июня, то есть через четыре дня после встречи преподавателей с президентом, на заседании комитета Госдумы по образованию и науке при обсуждении поправок к закону "Об образовании" внезапно прозвучало предложение дать полномочия федеральной исполнительной власти определять список издательств, которые будут выпускать как учебники, так и учебные пособия. Министерство образования и науки получит право утверждать список учебных пособий, рекомендованных к использованию в школах. Соответственно, учителя должны будут пользоваться только такими пособиями.
Участник заседания проректор университета Высшей школы экономики, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Борис Рудник рассказал мне: "Об этих поправках большинство присутствующих услышали первый раз. Мы возражали против принятия поправок, но никто не был подготовлен, и никакого альтернативного варианта нельзя было предложить. Поправки читались с листа. Так и осталось совершенно непонятно, как будет происходить отбор этих издательств и контроль. Несмотря на возражения, они прошли второе чтение".
А 6 июля поправки были приняты и в третьем чтении. С 1 сентября 2007 года они вступают в силу. За это время, видимо, Министерство образования и науки очертит круг заслуживающих доверия издательств и учебных пособий. Судя по всему, "Новейшая история России 1945-2006 гг." займет среди них достойное место.