Москвичей пересаживают в "Жигули"
Столичные власти повысили транспортный налог

Мэр Москвы Юрий Лужков вчера расстроил столичных автолюбителей. Он подписал постановление об увеличении с 1 января 2008 года ставки транспортного налога для большинства категорий автомобилей в полтора раза. Это постановление не только вписывается в стратегию московского правительства по пересаживанию всех в малолитражки якобы для улучшения экологической ситуации на дорогах столицы и решения проблем с пробками, но и вносит свой вклад в поддержку устаревшего российского автопрома.
Ставка транспортного налога поднимается не для всех, а только для тех автомобилей, у которых двигатель мощнее 100 лошадиных сил (л.с.). Для маломощных машин ставка останется на отметке 7 рублей за одну лошадиную силу. При этом автомобили с мощностью до 70 л.с., как и прежде, не будут облагаться налогами. Сразу вспоминаются различные инициативы по установлению льгот для владельцев малолитражек. Самое примечательное среди них - предложение Юрия Лужкова выплачивать покупателям небольших машин компенсацию в $1 тысячу. Правда, пока предложение так и не воплотилось во что-то реальное.
Малолитражка имени правительства Москвы
В категорию до 100 л.с. попадают автомобили отечественного автопрома (в столице их чуть больше 30% от общего количества в 3,3 млн машин), а также лидеры продаж среди иномарок, которые позаботились о клиентах и «втиснули» свои модели в заветные 100 л.с. В частности, наиболее популярная модификация самой продаваемой в России модели Ford Focus с объемом двигателя 1,6 л как раз имеет мощность 100 л.с. Не превышают этот порог и следующие за ней по популярности модели Renault Logan, Mitsubishi Lancer, Daewoo Nexia и т.п.
Кстати, Renault Logan, находящаяся на втором месте по популярности, производится на совместном российско-французском предприятии «Автофрамос» на территории завода АЗЛК, а часть акций этого предприятия принадлежит правительству Москвы. «Мы планируем еще расширить производство Rеnault Logan за счет прилегающих к заводу участков. Нашим партнером выступает правительство Москвы, которое и предоставит нам эти территории. Мы в свою очередь будем вкладывать деньги в освоение территорий. Таким образом, мы планируем увеличить производство автомобилей вдвое - с 80 тысяч до 160 тысяч», - рассказала «Газете» менеджер по связям с общественностью "Renault Россия" Ольга Сергеева. Так что не трудно догадаться, на какие малолитражки хочет пересадить москвичей столичный градоначальник.
Плачь, водитель, плати, пассажир
Если владельцы и потенциальные владельцы малолитражек могут спать спокойно, то любителям динамичного разгона и скорости придется раскошелиться. Например, владельцы автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. в случае утверждения закона будут платить по 30 рублей за каждую «лошадку» вместо сегодняшних 20 рублей. Налог на машины с мощностью от 150 до 200 л.с. включительно вместо нынешних 50 составит 75 рублей за лошадиную силу. А владельцы иномарок (мощность свыше 250 л.с.) будут ежегодно выплачивать 150 рублей за одну лошадиную силу вместо 100 рублей.
Повышение налогов, однако, затронет не только автолюбителей, но, как это ни странно, и пассажиров. Подорожают всеми любимые маршрутки: за пассажирскую "Газель" организации теперь придется платить от 3,3 тысячи рублей в год вместо нынешних 2,2 тысячи (в зависимости от двигателя). А если учесть, что многие организации сейчас покупают более мощные импортные автобусы, то сумма налога будет еще больше. "Все издержки компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, перекладывают на пассажиров, поэтому стоимость проезда в маршрутном такси повысится", - прогнозирует депутат Госдумы (фракция "Справедливая Россия" - "Родина") и председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
А также в области налога мы впереди планеты всей
«Это дикое постановление, - возмущался в разговоре с "Газетой" лидер общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. - Налог на транспортные средства в Москве - самый высокий в России и один из самых высоких в мире. Он сопоставим с налогом, действующим в Канаде, в штате Онтарио - 50 канадских долларов". Лысаков даже предположил, что повышение ставки - это месть автомобилистам, которые выступали против выдвижения Лужкова мэром на очередной срок.
Виктор Похмелкин считает, что неправильно привязывать транспортный налог к мощности двигателя. «Не факт, что автомобили с мощностью свыше 100 л.с. больше загрязняют окружающую среду, чем малолитражки, часто бывает наоборот, - объясняет Похмелкин. - А тут в случае повышения налога выгоду получают производители отечественного автохлама». Он предложил другие варианты изменения налога. Например, если чиновники хотят пересадить всех на небольшие машины, то надо привязывать налог не к мощности двигателя, а к габаритам и массе, ведь многие модели японских и европейских автомобилей при относительно небольшом объеме двигателя и габаритах имеют мощность гораздо больше 100 л.с. Причем двигатель этот загрязняет окружающую среду гораздо меньше стареньких "Жигулей". «Или нужно включать этот налог в стоимость бензина. Тогда платить больше будет тот, чья машина больше бензина съедает. Это логичнее», - предлагает Виктор Похмелкин.
Кто и как устанавливает транспортный налог
Транспортный налог (28 глава Налогового кодекса) вступил в силу 1 января 2003 года. Перед новым годом миллионы россиян - владельцев автомобилей получили по почте уведомления, извещающие о необходимости уплаты федеральных сборов за транспортные средства. Одной из особенностей этого налога является то, что регионы самостоятельно определяют его ставки - как и в случае с тарифами на коммунальные услуги федеральные органы устанавливают лишь верхний предел налога. Поначалу столичные чиновники отнеслись к обладателям мощных автомобилей достаточно терпимо: в некоторых регионах - например в Ульяновской, Курской, Курганской, Новосибирской областях - решили сразу взять налог с мощных иномарок по максимуму, то есть по 150 рублей с лошадиной силы, тогда как в столице он не выходил за рамки 100 рублей.
После введения нового налога «объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации», - говорится в сообщении Федеральной налоговой службы. На легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, налог не распространяется.
Налоговые ставки, установленные главой 28 НК, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Транспортный налог идет в бюджет субъекта федерации. Он составляет 10-20% от средств, затрачиваемых на улучшение ситуации на дорогах региона.
На что пойдут деньги, собранные благодаря повышению транспортного налога?
Владимир Федоров, член Совета федерации от заксобрания Республики Карелия, начальник Главного управления ГАИ в 1990-2003 годах:
Налог определяется законом, а не распоряжением. Насколько я знаю, господин Лужков внес свое предложение распоряжением, а Мосгордума это дело должна утвердить или не пропустить. А куда в принципе идут транспортные налоги, у Лужкова и спросите! Я не шучу, потому что сегодня и этот налог, и штрафы за нарушение ПДД идут в субъект федерации. Правда, некоторые из них раздали эти деньги муниципальным образованиям. Помню, ваш вопрос я Минфину задавал (и про штрафы за нарушение ПДД): никто ни сумму не знает, ни куда они идут! Поэтому я и мои коллеги по Совету федерации полтора года назад выступили с законодательной инициативой о воссоздании Дорожного фонда РФ, но проект до сих пор в Думе лежит, потому что правительство против. Раньше было ясно, куда деньги идут, сейчас же глава субъекта сам решает, куда их направить. Каждый губернатор стремится обеспечить зарплатой бюджетников, да и зима на носу, о закупке энергоносителей думать надо. Так что есть много причин, чтобы дороги оказались на 5-10-м месте. Поэтому финансирование дорог сейчас в три раза меньше, чем тогда, когда был Дорожный фонд. В нем деньги были крашеные (так их называли финансисты), потому что их никто ни на что не имел права тратить, кроме как на дорожные нужды. А если их использовали не по назначению, то это называлось нецелевым использованием бюджетных средств со всеми вытекающими последствиями. Когда в Ярославле был президиум Госсовета, президент дал указание правительству определиться с порядком финансирования дорог.
Сергей Жигунов, актер, продюсер:
Могу ответить только вопросом на вопрос: а куда идут деньги Стабилизационного фонда, который мы накопили в нечеловеческих масштабах? И нужны ли сейчас государству, у которого профицит бюджета, еще дополнительные налоги, то есть деньги, которые теоретически могут вызвать инфляцию или какие-то отрицательные экономические процессы? Для того чтобы не получить инфляцию выше той, которая запланирована, государство выводит деньги за пределы Отчизны. Но при этом увеличивает налогообложение. Для чего? Чтобы тоже выводить их туда же, где и Стабфонд?! Общеизвестно, что любые растущие налоги тормозят рост экономики. А куда они пойдут… Если бы я был чиновником Минавтопрома, то сказал бы, что на строительство дорог. А поскольку я им не являюсь, то спрашиваю: почему эти деньги не берутся из Стабилизационного фонда? И отвечаю: потому что это вызовет инфляцию. Но тогда я вообще не знаю, для чего собираются дополнительные налоги, которые сейчас категорически не нужны нашей стране!
Ирина Хакамада, президент фонда социальной солидарности "Наш выбор":
Повышая транспортный налог, надо взамен предлагать транспортные услуги! А я эти "услуги" ощутила и ощущаю по полной программе. Парковок нет, зато эвакуаторы везде и всюду (хотя рядом вообще нет свободных мест), жуткие пробки и никакого дорожного строительства. То есть оно, конечно, есть, но идет медленно и с безумным опозданием. А Москва стоит! И почему-то продолжают делать окружности, хотя дороги поперек нужно прокладывать. В таких условиях повышать транспортный налог неприлично! Эти налоги носят запретительный характер - типа "Ребята, не покупайте приличных машин!" Ну что ж, будет куча неприличных - и дальше что? Просто Москва вообще будет в дикой загазованности.
Аркадий Инин, писатель, сценарист:
Я надеюсь, что их все-таки не сопрут. Правда, твердой уверенности в этом у меня, к сожалению, нет. И я также надеюсь, что и вообще когда-нибудь поймут, что и на дороги надо деньги пускать. Однако если не будет налогов, то тем более никаких дорог не будет. Так что, наверное, стоит попробовать.