«Чуть утро осветило пушки…»
Калининградская область торжественно отметила юбилей крупного военного поражения России
- Расступись, земляки! Пусть гусар пива без очереди возьмет, - басит мужик, одетый, несмотря на страшную жару, в промасленную телогрейку.
Очередь расступается, и реконструктор оказывается прямо перед прилавком маленького магазина.
- Я не гусар, я улан, - слегка смущаясь, говорит он.
- Все равно бери без очереди! – настаивают люди. – Тебе воевать еще сегодня.
Подобные сценки в минувшее воскресенье разыгрывались в Правдинске на каждом шагу. Везде, куда ни глянь, – пестро одетые «вояки». В магазине, в кафе, в аптеках и даже на почте.
- Что, письмо кому-то отправить хотите? – спрашиваю я у усатого артиллериста, зашедшего в местное отделение связи.
- Да нет, - пожимает плечами он. – Просто жарко на солнце, решил зайти в тенек… Сам я из Москвы, вместе со своим расчетом всю Россию и Европу объездил. А в Калининградской области еще бывать не доводилось.
- Ну и как?
- Вполне. Правдинск - очень живописный город.
- О, да, Фридланд хорош! – услышав нашу беседу, восклицает на ломаном русском французский кирасир. – Особенно хороши девушки.
Несмотря на то, что Пьеру (так зовут кирасира) уже перевалило за шестьдесят, он продолжает оставаться отчаянным жизнелюбом. Разговаривать с ним невозможно. И не только из-за того, что его английский (как, впрочем, и мой) оставляет желать лучшего. Просто он постоянно отвлекается, заглядываясь на местных красоток. Одно слово - француз!
- Я уже двадцать лет занимаюсь реконструкциями, - говорит Пьер. – Участвовал во всех сражениях, которые проходили в последнее время. В прошлом году, например, повоевал на Бородинском поле. Масштабное получилось мероприятие. Но Фридланд, думаю, будет еще круче.
Что ж, предчувствия Пьера не обманули. Зрелище на самом деле получилось великолепное. Более пятидесяти тысяч зрителей в течение полутора часов наблюдали за грандиозным действом, развернувшимся на левом берегу речки Алле (ныне – Лава). Более тысячи участников воссоздавали детали битвы. Лихие кавалерийские рейды, перемежались отчаянными штыковыми атаками и артиллерийскими дуэлями. Пушки грохотали так, что закладывало уши. Клубы дыма вились над рекой.
«Калининградская правда» уже писала, что, готовясь к реконструкции сражения, организаторы возвели на поле боя небольшой бутафорский городок, который должен был изображать Фридланд. В ходе сражения он несколько раз переходил из рук в руки. А под конец баталии парочка точных пушечных выстрелов разнесла фанерные строения вдребезги. Публика отреагировала на это бурными овациями.
Организаторы рассчитывали, что на мероприятие прибудет губернатор Георгий Боос. Но он не смог в этот день приехать в Правдинск. Из регионального руководства там были замечены вице-премьер регионального правительства Юрий Шалимов и министр ЖКХ и строительства Сергей Бучельников. Ни тот, ни другой во время шоу не скучали. Хлопали в ладоши и болели за наших. Хотя, конечно знали, что они все равно проиграют.
- Все прошло наилучшим образом, - сказал на состоявшейся сразу после баталии пресс-конференции один главных спонсоров мероприятия - председатель Совета общероссийского военно-исторического общественного движения Виктор Батурин. – Сражение получилось весьма зрелищным. Пожалуй это самая удачная реконструкция, проведенная в последнее время. К, сожалению, мы немного «недобрали» иностранных участников. Это объясняется тем, что некоторые из них предпочли поехать «воевать» в Ватерлоо. Там битва произошла 18 июня.
Кроме того, французы, по словам Батурина, хотели прислать сюда военный грузовой самолет с военным же оркестром на борту, но российский МИД счел это нецелесообразным.
- Объяснить и как-то прокомментировать это я не могу, - развел руками Батурин. – Видно, у чиновников своя, особая логика.
Будучи минувшей зимой на реконструкции сражения под Прейсиш-Эйлау, Виктор Николаевич поделился с журналистами идеей реконструировать исторический центр Правдинска.
- Фридланд идеально подходит для исторического туризма, - пояснил нынче свою мысль Батурин. - Мы сейчас осуществляем только маленькую толику задуманного нами проекта. А вообще разговор идет о выделении большого участка для переселения жителей из исторической части города, чтобы реконструировать ее под гостиницы и ремесленные мастерские. Если планы эти удастся осуществить, сюда будет съезжаться вся Европа.
- Да неужели? - не поверил кто-то из присутствующих.
- Уверяю вас! – закивал головой Батурин. – Люди готовы приезжать сюда и оставлять здесь деньги только потому, в этих местах воевал Наполеон. Фактически эти деньги падают на город с неба. Надо просто научиться их поймать.
Что ж, будем учиться.