Цадека обидели
Вручению Европейской театральной премии в Салониках сопутствовали скандалы
В греческих Салониках в одиннадцатый раз вручили высшие театральные награды Европы. Впервые в истории Европейской театральной премии один из лауреатов, немецкий режиссер Петер Цадек, отказался появиться на торжественной церемонии, сославшись на сильную занятость. Жюри в ответ лишило Цадека денежного вознаграждения в 30 тысяч евро. Таков регламент, закрепленный в уставе Европейской театральной премии, - разводили руками члены жюри. Звание лауреата у него никто не отнял, но Цадеку достался только почет, в то время как другому призеру, канадцу Роберу Лепажу, - и почет, и деньги. Премия «Новая театральная реальность» и 20 тысяч евро поделены между латвийским режиссером Алвисом Херманисом и сербским драматургом Биляной Срблянович.
Родиной Европейской театральной премии принято считать Сицилию. Именно там, в приморской Таормине, в 1986 году начали вручать эту театральную награду. За призами в Таормину ездили такие знаменитости, как Джорджо Стрелер и Хайнер Мюллер, Питер Брук и Ариана Мнушкин, Лев Додин и Анатолий Васильев, Эймунтас Някрошюс и Пина Бауш. Каждый из них был обязан показать свою последнюю постановку театральным критикам со всей Европы. Несмотря на поддержку Совета Европы, Союза театров Европы, Международной ассоциации театральных критиков, Международного института театра Средиземноморья, провести подобный фестиваль невозможно без серьезных финансовых вливаний из местного бюджета. Поэтому, когда сицилийские деньги иссякли, на пять лет прервалась и традиция вручения наград. Премия возродилась лишь в прошлом году в Турине. А в этом году премия впервые вырвалась за пределы Италии благодаря поддержке греческого минкульта.
Нынешний съезд театральной элиты в Салониках оказался более богат скандалами, чем творческими радостями. Робер Лепаж, четыре спектакля которого московская публика скоро увидит на Чеховском фестивале, не смог по объективным причинам привезти в Салоники ни одной готовой работы и ограничился показом отрывков из своих будущих постановок. Биляна Срблянович оказалась одним из главных разочарований фестиваля. Ее пьеса «Кузнечики», сыгранная силами Югославского драматического театра, лишний раз доказала, что в присуждении премии этой сербской девушке нужно видеть политическую подоплеку, а не художественную мотивацию.
Зато рижанин Алвис Херманис привез в Салоники сразу два спектакля. Один из них Москва уже видела - «Долгая жизнь» была признана на фестивале «Золотая маска» лучшим зарубежным спектаклем 2006 года. Новая постановка Херманиса - «Отцы» в цюрихском Шаушпильхаусе. Три актера - латыш, русский и швейцарец - делятся с публикой историями о своих отцах, старея на наших глазах и постепенно преображаясь в тех, о ком они рассказывают. Идея замечательная, хотя спектакль оказался слишком долог и многословен. В Салониках были показаны отрывки из нового спектакля Херманиса «Звук тишины», премьера которого состоится в ноябре в Берлине.
Награду Алвису Херманису вручил наш соотечественник Анатолий Васильев. В Салоники он приехал не только для этого. Из-за конфликта с московскими властями Васильев, как известно, отказался от должности художественного руководителя «Школы драматического искусства». Это послужило поводом, чтобы на год, пока что в качестве предупреждения, лишить театр почетного статуса Театра Европы. Согласно решению исполкома Анатолий Васильев на это время станет персональным членом Союза театров Европы.
Еще одним скандалом ознаменовалась церемония закрытия. Степенные старцы в президиуме жюри до того увлеклись пафосными речами и утомили публику, что на сцену ворвалась разъяренная немецкая актриса Ангела Винклер, играющая в спектакле Петера Цадека «Пер Гюнт». Из-за скучнейших речей начало спектакля «Берлинер ансамбля» затянулось почти на два часа. Ангела Винклер практически силой выгнала членов жюри со сцены. Так она отомстила за Цадека.