Валуев остался без титула. Но с поясом!
После церемонии награждения Руслан Чагаев вернул пояс чемпиона WBA его прежнему владельцу
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БОКС. БОЙ ЗА ЗВАНИЕ ЧЕМПИОНА WBA В СУПЕРТЯЖЕЛОМ ВЕСЕ
Проиграв в ночь с субботы на воскресенье в Штутгарте в двенадцатираундовом бою Руслану Чагаеву, Николай Валуев лишился титула чемпиона мира в супертяжелом весе по версии WBA. Лишь один судья из трех зафиксировал ничью, двое других отдали предпочтение обязательному претенденту Чагаеву. Это поражение стало первым для Валуева на профессиональном ринге за 48 боев. Вчера же Николай заявил, что намерен вернуться на ринг как можно скорее и вернуть титул.
Ранним субботним вечером в Штутгарте пахнет грозой. Не грозой на ринге – любим мы порой изображать из себя все предвидящих знатоков – самой обыкновенной грозой, густой, июньско-июльской. В шесть вечера градусник подходит к отметке тридцать градусов, и в надежде спастись от духоты, хочется побыстрее зайти под своды «Порше-Арены» – может быть, там, за бетонными стенами и под бетонной же крышей, будет хоть чуть прохладнее?
Напрасные надежды! Внутри небольшого, по немецким меркам, тысяч на восемь-девять, зала ничуть не лучше. С участников первых боев ручьями течет пот, а немногочисленные истинные любители бокса, занявшие свои места уже к «разогреву», мечтают скорее об охлаждении.
– А ведь это здорово, что бой Николая назначен на одиннадцать вечера, – говорю тестю и менеджеру Валуева Борису Димитрову, с которым вместе спасаемся от жары традиционным немецким способом. – Глядишь, и попрохладнее станет.
– Да должно бы, – с сомнением тянет Борис Константинович. – Хотя нам-то какая разница? Николай так и так с Чагаевым в разных весовых категориях!
Что да, то да – против валуевских без двух кило полутора центнеров 103,5 килограмма Чагаева как-то не звучат. А еще и разница в росте почти двадцать сантиметров...
Вспоминаю, как после победы над Руисом в ответ на вопрос, представляет ли он себя дерущимся с Валуевым, Руслан, быстро оглянувшись на стоящего в сторонке Николая, сначала буркнул: «Не представляю». И только потом добавил: «Ну, время еще есть, тренер что-нибудь придумает...»
Вспоминаю, и настроение сразу становится, под стать жаре, размеренно-спокойным. Ну не могу я себе представить: что может противопоставить «малыш» Чагаев – хоть он крепкий и мастеровитый – громадному Валуеву.
Человека, думающего по-другому, в эти дни в Штутгарте надо искать днем с огнем!
– Как это кто победит?! – пойманный у стойки отеля «Маритим», в эти дни ставшего «главным штабом» немецкого бокса, чемпион мира в среднем весе Артур Абрамян отставляет в сторону чемодан, чтобы давно знакомым ереванским жестом деланно-изумленно развести в стороны руки. – Помните, мы когда-то хохотали, когда вы спросили, не побоюсь ли я выйти на ринг против Валуева? Я ответил, что боюсь – он такой большой и сразу меня скушает. Так вот, хоть Чагаев и покрупнее меня будет, и отличный боксер – могу на него против кого угодно поставить, но против Валуева... Готов повторить то же самое – Николай Руслана скушает!
В своем мнении Артур совсем не одинок. Проведенный на «Порше-Арене» опрос – и среди простых зрителей, и среди VIP-гостей – дает точно такие же результаты: шансов против Валуева у Чагаева нет.
Мнение большинства выразительнее всего характеризует футбольный бомбардир Марио Гомес, который пришел на «Порше-Арену» с загипсованной рукой. Он, кстати, громко уверял заинтересованную публику, половина которой плавно перетекла на бокс с футбольного матча «Штутгарт» – «Ганновер», что через две, максимум три недели он вернется на поле. А по поводу исхода боя Валуева он краток:
– Николай победит, потому что он очень большой и сильный!
Все вокруг одобрительно закивали.
ТОМАС БРДАРИЧ БОЛЕЕТ ЗА АУТСАЙДЕРОВ
– А я все равно буду болеть за Чагаева! – слышится рядом знакомый голос. Ба, да это же ганноверец и бывший немецкий сборник Брдарич!
– А вас, Томас, каким ветром сюда занесло? Ваш клубный автобус, наверное, уже полдороги до дома проделал?
– Точно, – смеется Брдарич. – Но я специально остался – очень люблю бокс, раньше за братьев Кличко очень болел, на все их бои ездил. А теперь у нас в Германии первый номер, несомненно, Валуев.
– А почему же тогда за Чагаева болеть будете?
– О, я всегда переживаю за аутсайдеров, – объясняет Брдарич. И грустно добавляет: – А победит все равно Нико...
Уверен в победе Валуева и известный немецкий актер Аксель Нойманн, игравший вместе с Николаем в художественном фильме «Семь гномов». Любопытная, кстати, парочка на экране получилась: маленький, метр с кепкой, подвижный как ртуть Аксель и огромный, спокойный Валуев. Но истоки своей уверенности объясняет по-актерски оригинально.
– Николай не просто гигант и сильный боксер, а настоящий артист! Как он сыграл в нашем фильме! Ничего, по сути, не придумывая, оставаясь самим собой, создал пусть и короткий, но яркий, запоминающийся образ. Думаю, если он подучит язык, может стать в Германии классным артистом – в нем, мне кажется, скрыта целая куча разных талантов... Стоп, – одергивает Аксель сам себя. – Мы же не об этом говорим! Так вот: Николай – настоящий артист. На ринге – тоже. А артист не может не побеждать!
РУСЛАН ЖАЛИЛ, КАК ОСА
Итак, ринг. Чагаев рядом с Николаем кажется таким маленьким! Может, именно поэтому неожиданно для многих он получает серьезную поддержку зрителей.
Валуев сразу идет в атаку, стараясь прижать соперника к канатам и пытаясь достать левым джебом, с которым Чагаев ничего поделать не может. Но Руслан подвижнее, он кружит по рингу вокруг Валуева, как надоедливая оса, и пытается больно ужалить. И в конце раунда «жалит» раза два-три по корпусу – правда, Валуев этого, похоже, просто не замечает.
Второй раунд проходит примерно так же. Только валуевский джеб все сильнее, а противоядия ему Чагаев по-прежнему найти не может. В ближний бой Николай его не пускает, а для нормальной контратаки издалека у Руслана коротки – в буквальном смысле – руки.
В начале третьего отрезка боя Чагаев неожиданно активизируется и несколько раз достает Николая слева – удары эти скорее обозначаются, но на зрителей, а может, и на судей, впечатление производят. Валуев быстро пресекает это «безобразие» – бьет он реже, но точнее и всерьез. А парочка его боковых справа по-настоящему весомы. Раунд явно за Валуевым.
Но спокойствие длится недолго: у Чагаева получается сокращать дистанцию, и хотя удары его по-прежнему не акцентированы, их становится больше. И я в своем блокноте скрепя сердце ставлю против фамилии Валуева «минус».
А после пятого раунда – и целых два: Чагаев пролезает в ближний бой и, под громкий рев зала, явно переигрывает Николая, один раз попав ему в голову уже всерьез. И, пожалуй, будь на месте Валуева кто-нибудь другой, такой удар мог бы и потрясти.
В перерыве эмоции захлестывают тренера Валуева Манвела Габриэляна так, что его голос разносится, наверное, на ползала. И это помогает – Николай «просыпается», все чаще прижимает Руслана к канатам, а главное, включает, наконец, правые апперкоты, которых тренер требует от него чуть ли не с начала боя.
СЕЙЧАС КАК ДАМ БУТЫЛКОЙ ПО БАШКЕ!
В моем блокноте по-прежнему ведет Валуев, но что делается в судейских записках?
Резкие движения начинаются и со стороны секундантов.
– Ты что делаешь? Почему правой не бьешь совсем? Сейчас как дам вот этой бутылкой по башке! – всегда эмоционального Габриэляна сегодня просто перехлестывает.
Но и из синего угла доносятся тоже отнюдь не нежности.
– Бей его! Добивай! Не останавливайся, брат, – глуши здорового!
Боксеры, похоже, ничего этого не слышат. Не до того им. Валуев идет вперед и уставший Руслан, кажется, вот-вот поплывет.
Но Валуев почему-то последний удар раз за разом так и не наносит. Жалеет «маленького», что ли?
– Просто сил не хватило, устал, – признается Николай вашему корреспонденту уже после боя. – А вот почему – другой вопрос.
Но в бою этого не видно. И кажется – ну еще, еще чуть-чуть и все. Десятый раунд явно за Николаем. Но в одиннадцатом Чагаев – и откуда только силы берутся! – вновь идет вперед. Двенадцатый раунд не выиграл, кажется, никто. Да и ничью за него ни один из соперников не заслужил – сил на это, похоже, не осталось ни у Валуева, ни у Чагаева.
И потому, когда после финального гонга Руслан начинает скакать по рингу в победном танце, это в первый момент удивляет. Ведь только что, кажется, «умирал» парень!
В ожидании судейского вердикта сверяю свои записи с блокнотами коллеги из России и одного из менеджеров фирмы Дона Кинга. Удивительное дело – у всех у нас стоит один и тот же результат – 115:113 в пользу Валуева. Похоже, что как минимум ничья, оставляющая звание за чемпионом, Николаю обеспечена.
Но что у судей? Только один из них дает ничейный результат 114:114, а двое отдают преимущество Чагаеву! Причем если счет 115:113 при почти половине равных раундов еще можно принять, то из чего исходил таиландский судья, выставивший результат 117:111, не понял в «Порше-Арене» никто.
ЧЕМПИОН СНОВА ТАЙСОН!
Но кого это теперь интересует?! Поднята рука Руслана Чагаева – а значит, чемпионом мира стал именно он, Белый Тайсон!
– Сегодня был просто мой день, – сказал Руслан на пресс-конференции.
– Раз Руслану отдали победу, значит – он чемпион, – грустно заметил Николай. – И говорить тут больше не о чем. Меня сегодня подвели ноги. Почему? Будем разбираться. Да и вообще я совершал сегодня слишком много ошибок, что и позволило Руслану обойти меня по очкам. Могу сказать одно – я сделаю все для того, чтобы вернуться, подняться в рейтинге до претендентского звания и снова биться за чемпионский титул. Если Руслан к тому времени останется на вершине – постараюсь взять у него реванш.
Сколько журналисты ни пытались сбить Валуева с избранной им линии, Николай твердо стоял на своем, не давая втянуть себя в обсуждение судейских решений.
А мы, пожалуй, обсудим. Говорят, судьи в таких матчах предвзятыми не бывают. Говорят, что крупнейшие промоутерские фирмы с судьями не «работают». Примем эти утверждения как данность. Но как можно допускать к судейству неквалифицированного (ведь предвзятость мы отмели) арбитра из Таиланда? Ведь то, что вывел в своих записках он, ни в какие ворота не лезет – и это признавали в приватных разговорах даже люди, причастные к «конюшне» промоутера Чагаева Ганса-Петера Коля.
Ну и что со всем этим делать? Идти вслед за Доном Кингом, громко кричащим, что он долго безобразия терпел, но больше, мол, терпеть не будет и непременно вмешается? Но как вмешиваться и во что? А главное – во имя чего? Чтобы слегка испортить праздник Колю?
Вот кто чувствовал себя настоящим победителем – так это гамбургский промоутер. Понять его можно – он взошел на престол впервые в своей «послекличковской эре». А вот Винфрид Зауэрланд был, несмотря на день рождения сына Калле, невесел. Не только потому, что его «главное оружие» – Николай Валуев – проиграл. Но и из-за того, что розовая мечта промоутера о матче Николай Валуев – Виталий Кличко, похоже, растаяла в туманной дымке. По меньшей мере, на неопределенный срок.
ТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДНИМЕШЬСЯ, НИКО!
В раздевалке Валуева шел неспешный разговор, когда туда с грохотом ворвалась не большая, но шумная свита Дона Кинга с самым шумным промоутером во главе.
Дон, сверкая знаменитыми брильянтами, как всегда, темпераментно налетал грудью на Николая, но говорил, не в пример себе, мудрые вещи.
– Быть на вершине – это еще не значит быть великим, Нико, – вещал он. – А вот упасть, подняться и снова забраться наверх – такое доступно только большим чемпионам. Потому люди и помнят Моххамеда Али: он мог упасть – но обязательно поднимался снова! Ты тоже обязательно поднимешься, Нико! Ты – настоящий чемпион! А мы тебе всеми силами поможем. – И, сбившись с патетики, Кинг начинает многословно объяснять, что подниматься Валуеву надо непременно в Америке и непременно – под его руководством.
Николай, иронично улыбаясь, благодарит Кинга, обещает подумать об Америке, а потом просит переводчика.
– Объясни ему, пожалуйста, что у нас есть такая поговорка: За одного битого двух небитых дают.
Кинг, выслушав, довольно захохотал и удалился вместе со своей свитой.
А через несколько минут в раздевалку тихо постучался представитель команды Чагаева. И вернул Валуеву... чемпионский пояс: велик, мол. Руслану, обещали новый сделать.