У Генпрокуратуры всплыли поддельники
Министерства и ведомства получили фальшивые представления из органов
Вчера стало известно о крупном скандале в прокуратуре. Руководители сразу нескольких министерств и федеральных ведомств получили предостережения и представления от первого замгенпрокурора Александра Буксмана и прокурора Ярославской области Михаила Зелепукина с требованием устранить многочисленные нарушения, якобы выявленные в ходе проверок. Документы оказались поддельными, в связи с чем Генпрокуратура возбудила уголовное дело. По главной версии следствия, фальшивки рассылались для того, чтобы подставить прокурора Зелепукина, а их авторами могли являться милиционеры.
Как сообщили вчера в Генпрокуратуре, сотрудники этого ведомства возбудили уголовное дело по ст. 327 ч. 1, 3 УК РФ ("Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования"). Поводом для этого послужило изготовление поддельного представления от имени заместителя генпрокурора РФ, направленного в адрес министра образования и науки, руководителя Федерального агентства по образованию (ФАО). В представлении, согласно сообщению Генпрокуратуры, ставился вопрос об устранении нарушений законодательства в ходе выбора ректора Ярославского технического университета (ЯГТУ), о рассмотрении на коллегии ФАО вопроса об утверждении ректора, а также приостановлении решения о проведении повторных выборов ректора до принятия решения по представлению. С Ярославлем были связаны и другие фальшивки, поступившие в министерства и ведомства. "В ходе проверки, проведенной сотрудниками Генпрокуратуры, было установлено, что ряд поддельных предостережений был направлен от имени прокурора Ярославской области Михаила Зелепукина руководителю Федерального казначейства РФ, министру промышленности и энергетики РФ, министру культуры и массовых коммуникаций РФ и министру природных ресурсов РФ",– сообщили в Генпрокуратуре.
Глава Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин сообщил, что получил фиктивное представление еще в марте. Речь в нем шла об "устранении нарушений закона в ходе выборов ректора ЯГТУ". История с выборами в ЯГТУ, действительно, была скандальной. Больше года назад университетская конференция избрала ректором завкафедрой технологии Олега Епархина. Однако ФАО не утвердило итоги выборов, объяснив свое решение "многочисленными нарушениями в избирательной кампании". Новые выборы ректора были назначены на 22 марта 2007 года. Их победителем стал первый проректор университета Александр Ломов, и. о. руководителя. Господин Епархин в выборах не участвовал – его кандидатуру отклонила федеральная аттестационная комиссия, которая визирует кандидатов в ректоры перед выборами. По информации "Коммерсанта", причиной стало обвинение господина Епархина в научном плагиате. Накануне перевыборов, по словам Григория Балыхина, его ведомство и получило представление из Генпрокуратуры, которое предписывало им приостановить решение о новом голосовании и рассмотреть вопрос об утверждении ректора на коллегии федерального агентства.
Впрочем, эта корреспонденция была не последней. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко сообщил, что на днях получил еще одно представление из прокуратуры Ярославской области с требованием проверить территориальные органы контроля за образованием в этом регионе. "Оно показалось мне странным и я обратился в Генпрокуратуру. А позже, по требованию генпрокурора Юрия Чайки, выслал ему эту бумагу,– рассказал министр.– Выяснилось, что это фальшивка".
"9 апреля к нам поступило просто хамское предостережение, подписанное прокурором Ярославской области,– сказал пресс-секретарь Минприроды Ринат Гизатулин.– Он пишет примерно следующее: 'Министр природных ресурсов Юрий Трутнев является высшим должностным лицом и тех организаций, которые находятся на территории Ярославской области, и он должен следить, чтобы там соблюдался закон о госслужбе в полной мере'. В связи с этим он не только предлагает господину Трутневу ежемесячно информировать прокуратуру Ярославской области о том, как соблюдается в регионе законодательство о госслужбе, но и ежемесячно предоставлять в прокуратуру сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. А в конце письма предупреждает, что будет поставлен вопрос о привлечении министра 'к предусмотренной законом ответственности'".
По словам господина Гизатулина, получив письмо, замминистра Владимир Лозбинев тут же связался с Генпрокуратурой и переслал в нее полученный документ. "Я думаю, это и стало одним из сигналов, который заставил Генпрокуратуру начать расследование",– отметил представитель министерства. В Минпромэнерго и Федеральном казначействе также сообщили, что их руководителям приходили "странные" представления от прокурора Ярославской области, но от более подробных комментариев воздержались.
Между тем источники в Генпрокуратуре сообщили, что полученные от министерств и ведомств предписания уже направлены на почерковедческую экспертизу. Канцелярские номера на этих документах, а также подписи руководителей прокуратур были сделаны от руки. При этом в ведомстве отмечают, что подделать прокурорские бланки несложно – генпрокурорский бланк отличается от бланка региональной прокуратуры только тем, что на первом герб прорисован красным цветом, а на другом – синим. Подобные бланки имеют строгую отчетность и вносятся в специальный реестр, поэтому, как считают участники расследования, будет нетрудно установить, использовались они сотрудниками самой прокуратуры или были изготовлены где-то на стороне.
Сам прокурор Зелепукин для комментариев вчера не был доступен – его служебный и мобильный телефоны не отвечали. Однако подчиненные прокурора считают, что письма не случайно были направлены от его имени. "Цель понятна,– сказал один из высокопоставленных сотрудников прокуратуры.– Поссорить прокурора Зелепукина как с руководителями федеральных ведомств, так и с руководством Генпрокуратуры, добившись проверки облпрокуратуры". Кто именно является автором посланий, в прокуратуре Ярославской области не знают, но склоняются к тому, что их отправители были из силовых структур. Во всяком случае, предписания были оформлены в точности как настоящие прокурорские. В этой связи в прокуратуре подозревают своих коллег из местной милиции. Только за последнее время, а прокуратуру господин Зелепукин возглавляет два года (ранее он был одним из руководителей прокуратуры Башкирии), им были возбуждены уголовные дела более чем на 30 сотрудников местной милиции. Еще нескольких милиционеров, в том числе уровня заместителя начальника ГУВД области, отправили в отставку по результатам прокурорских проверок. Милиционеры посчитали, что их преследуют незаконно, и обратились с коллективным письмом к генпрокурору и главе МВД. При этом некоторых милиционеров местные суды оправдали, и они подали в судебные инстанции иски о восстановлении их на работе. Разбирательства по некоторым таким делам дошли до Верховного суда. Как раз в это время министерства и ведомства и начали получать предписания от прокурора Зелепукина.
Чем известен Михаил Зелепукин
10-14 декабря 2004 года МВД Башкирии провело в городе Благовещенск "ряд профилактических мероприятий", в результате несколько сотен человек обратились за медицинской помощью. 28 декабря и. о. прокурора Башкирии Михаил Зелепукин заявил, что заявлений в прокуратуру от пострадавших не поступало. Факты превышения милиционерами должностных полномочий прокурор признал только 29 января 2005 года после того, как в Благовещенск прибыла проверка из центрального аппарата МВД и представителей правозащитных организаций. 24 февраля господин Зелепукин понижен до зампрокурора республики, а 29 марта назначен прокурором Ярославской области.
3 июня 2005 года на коллегии руководителей правоохранительных органов Ярославской области Михаил Зелепукин призвал к массовым проверкам выходцев с Кавказа. Он заявил, что "люди, занимающиеся террором, живут среди нас" и их необходимо изолировать от общества.
В декабре 2005 года 280 следователей областного УВД пожаловались на Михаила Зелепукина генпрокурору, министру внутренних дел и главе администрации президента. Они сообщали о неправомерном возбуждении уголовных дел против милиционеров, некорректных высказываниях прокурора в адрес сотрудников УВД и "острейшем прокурорском произволе". Последовавшая проверка подтверждения обвинениям не нашла, а в октябре 2006 года МВД не стало перезаключать контракт с начальником следственного управления УВД Владимиром Алькаевым. Позднее он был восстановлен в должности судом.