Тихая жизнь натюрморта
Китайский колорит в российских кинотеатрах
В прокат выходят два значительных фильма о современном Китае: "Натюрморт" и "Потерянная звезда". Обе ленты участвовали в кинофестивале в Венеции в прошлом году, а "Натюрморт" даже получил "Золотого льва". Оба фильма рассказывают о быте провинции, где индустриализация активно наступает на природу и на старый уклад жизни.
Реки перекрываются плотинами, затапливая прибрежные поселки. Заводы модернизируются, везде идет строительство или, наоборот, снос старых кварталов, а кормильцы уезжают от семьи в поисках работы.
Эти фильмы похожи по настроению. Хотя "Натюрморт" снял китаец - молодой режиссер Цзя Чжанке, а "Потерянную звезду" - итальянец, опытный Джанни Амелио. Но и на взгляд европейца, и в понимании местного автора, в Китае происходит примерно одно и то же. Бурное экономическое развитие подминает под себя прежнюю, уходящую натуру. Тем, кто смог найти себе место винтика в новой системе, легче адаптироваться к переменам. Остальные потерянно бродят по стройплощадкам и пыльным дорогам, предаются меланхолии и смотрят вдаль. Вдали еще маячат лесистые горы и долина реки Янцзы с допотопными пароходиками, но ясно, что если самая многочисленная нация будет осваивать страну такими темпами, то скоро китайский пейзаж изменится кардинально.
В "Потерянной звезде" мы прибываем в Китай вслед за итальянским инженером, компания которого продала китайцам новые заводские станки. Инженер хочет найти тот завод, где было установлено его оборудование, поскольку в станке обнаружилась бракованная деталь и на одном аналогичном предприятии это уже привело к аварии. Но руководство китайской корпорации, с которой итальянец имел дело, сменилось. А новые боссы плевать хотели на какой-то там станок. Единственный человек во всей миллиардной стране, кто ему худо-бедно знаком, - это переводчица, приезжавшая тогда с восточными партнерами в Европу. Итальянец уговаривает китаянку помочь ему с поисками нужного предприятия. Упрямство инженера оборачивается многодневными странствиями интернациональной парочки по городам и весям. В ходе путешествия к затерявшемуся где-то в провинции заводу итальянец познает Китай и постигает, чем живут простые граждане народной республики. Цель путешествия может показаться надуманной, а то и вовсе бессмысленной (особенно если учесть, что купленное оборудование китайцам в итоге так и не пригодилось), но сам процесс познания страны и людей становится важнее результата. Роль странствующего инженера великолепно исполнил выдающийся итальянский артист Серджио Кастеллито. С пекинской дебютанткой Тай Линг он образует весьма трогательный дуэт.
А "Натюрморт" Цзя Чжанке включает в свой сюжет сразу две лирические истории. Герой одной из них, шахтер Хан Санминг, приехал в родной город искать семью, которую покинул 16 лет назад. Но город выселен, поскольку его ждет затопление. Бригады рабочих разбирают по кирпичику опустевшие дома, а улица, где жили близкие Санминга, уже ушла под воду. Мужчина, отчаявшись найти своих, заводит знакомство с первыми встречными, слоняется по умирающему городу и в конце концов подряжается на временную работу. Параллельно зрителю предложено наблюдать за женщиной, приехавшей в эти же места в поисках запропавшего на заработках мужа. Дамочка в отличие от персонажа первой истории предпочитает искать благоверного в одиночестве и вовсю предается фантазиям. А режиссер "Натюрморта" охотно их иллюстрирует, поражая зрителя внезапными фокусами вроде прибытия НЛО или отлета в космос причудливого сооружения с Земли. Эти вкрапления фантастики резко контрастируют с вялотекущим повествованием, для которого очень подходит английское название фильма "Still Life": это ведь не только "Натюрморт", но и "Тихая жизнь", если перевести буквально.
На Венецианском кинофестивале фильм Цзя Чжанке выиграл "Золотого льва". Для многих критиков и участников форума награда стала сюрпризом, зато негромкая и относительно скромная картина в их глазах приобрела дополнительный вес.